Тюремные нары для министра
3 ноября 2015, 16:41 [«Аргументы Недели», Сергей Комков ]
Министр образования и науки господин Ливанов вдруг озаботился проблемой незаконных поборов в своей системе. И это сразу навело на довольно грустные размышления. Потому что вспомнилась известная пословица «Вор кричит: держи вора!»
Нет, конечно же, господина Ливанова напрямую нельзя обвинить в поборах. Но он является тем самым человеком, усилиями которого эти незаконные поборы неизмеримо возросли.
Попробую изложить доступно. Возглавляемое им ныне ведомство уже не первый год пытается превратить всю систему образования в некий комбинат бытовых услуг. Даже термин такой появился – «образовательная услуга». А, как известно, за любую услугу положено платить. Но государство год от года вкладывает в развитие системы образования все меньше и меньше. Так к 2015 году расходы на образование в России сократились по сравнению с 2010 годом почти на треть.
Чиновники Минобрнауки объясняют это сокращением числа детей школьного возраста. Именно они с подачи американских советников активно проталкивали в России принцип «нормативно-подушевого финансирования». И даже прописали этот «принцип» в новом федеральном законе «Об образовании». А теперь, ссылаясь на его положения, пытаются объяснить, почему денег в системе образования с каждым годом становится все меньше и меньше.
Более того. Исходя из этого «принципа», уже с конца 90-х годов в России начался активный процесс закрытия малых школ. Особенно в сельской местности и в малых городах и селениях нашей огромной Родины. Всего за истекшие 20 лет были фактически уничтожены более 20 тысяч школ. То есть, практически по тысяче школ ежегодно. Такого наша страна не знала даже в годы военного лихолетья.
Но и оставшимся школам позавидовать трудно. Они поставлены сегодня на грань выживания. Во многих из них ничего кроме куска мела и старой обшарпанной школьной доски в классе не найдешь.
Ну, и что же тогда придумали наши чиновники? Они решили, что пополнить скудный школьный бюджет можно из… родительского кармана. Для этого ряд предметов развивающего цикла был выведен за рамки обязательной школьной программы. К таким предметам отнесли: ИЗО, музыку, танцы, хоровое пение, конструирование, дополнительные иностранные языки и специализированные спортивные занятия. Теперь всем этим дети могут заниматься лишь при условии, что за данные занятия заплатят из своего кармана их родители.
А Федеральный закон № 83-ФЗ, против которого так активно протестовала вся образовательная общественность и эксперты весной 2010 года, и который, не смотря на все эти протесты, все-таки был принят Государственной Думой 8 мая 2010 года, а затем вошел составной частью в обновленный Федеральный Закон «Об образовании», вообще поделил все школы на несколько категорий: казенные, бюджетные и автономные.
При этом полное бюджетное финансирование получили лишь казенные школы. А бюджетные и автономные перешли на частичное бюджетное финансирование. Зато им разрешили «зарабатывать» деньги самостоятельно. Сдавая в аренду свои помещения, устраивая на своей базе платные курсы и кружки, требуя с родителей плату за организацию развивающих занятий.
Часть школьных директоров занялась этим не от хорошей жизни. Чертыхаясь и кляня всё на свете. А для части директоров (особенно, молодых новоявленных «школьных менеджеров») это показалось весьма привлекательным. И они начали активно развивать на этой основе свой собственный «бизнес».
Именно тогда резко усилились всевозможные «поборы» и «злоупотребления».
Немаловажную роль во всем этом процессе (опять-таки с подачи все тех же американских «советников», надежно угнездившихся на базе Высшей Школы Экономики) сыграло и внедрение ЕГЭ – так называемого, «единого государственного экзамена». Ставки выросли сразу же и многократно. С учетом того, что ЕГЭ приобрел важнейшее значение не только для итоговой аттестации за курс средней школы, но и для поступления в ВУЗ, поборы при сдаче этого экзамена зашкалили за все мыслимые пределы. По официальным данным Департамента экономической безопасности МВД России уровень коррупции при сдаче ЕГЭ ежегодно удваивается.
Складывается впечатление, что российскую школу преднамеренно превратили в рассадник мздоимства, поборов и коррупции. А теперь министр вдруг озаботился этой проблемой, сделав вид, что все происходящее в его системе возникло как-то само по себе сразу, с потолка. И принялся ловить «нарушителей». Забыв, правда, при этом, что для выявления преступников существуют другие органы. А главной задачей Министерства образования и науки является создание таких условий, при которых эти преступления стали бы невозможными.
Но, как мы уже сказали, министр и его ведомство занимаются совершенно обратным. Они быстро и активно создают все необходимые условия для процветания в их системе самых неприглядных пороков. А, следовательно, совершенно осознанно являются соучастниками всех совершаемых преступлений.
Поэтому, когда в очередной раз господин министр вдруг проявит рвение и решит взяться за ловлю преступников в системе образования и науки России, ему следует напомнить о его личной ответственности за все происходящее в данной важнейшей социальной сфере.
А еще ему следует посоветоваться с квалифицированными юристами. Потому что, не ровен час, однажды он тоже может вдруг оказаться на тюремных нарах.
Причем, не просто как соучастник, а как организатор массовых уголовно наказуемых деяний.
Сергей Комков – президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, академик МАНПО, профессор