Динамика проникновения компьютерных технологий в современную школу впечатляет
3 декабря 2014, 13:20 [ «Аргументы Недели» ]
В 2014 году Центром социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ) по заказу Минобрнауки России начат мониторинг результативности реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Предметом изучения на первом его этапе стало дошкольное и среднее образование. Итоги этого исследования мы попросили прокомментировать генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева.
– Какие тенденции, выявленные в ходе мониторинга, показались вам наиболее интересными и показательными?
– Мое детство пришлось на те времена, когда ни о каких персональных компьютерах в принципе не было речи, аббревиатура «ЭВМ» была для нашего поколения чем-то из области научной фантастики и не более того. Поэтому, конечно, цифры, характеризующие динамику и степень проникновения компьютерных и информационных технологий в современную школу, не могут не завораживать. В 1996 году компьютерные классы – как их тогда называли, кабинеты информатики и вычислительной техники – имелись примерно в 70% школ, при этом на один компьютер приходилось 68 учащихся. К 2006 году компьютерами было обеспечено уже 97% школ. Сейчас же, в 2014 году, мы имеем 100-процентную компьютеризацию и почти 100-процентную интернетизацию учреждений среднего образования. При этом в среднем на один компьютер приходится всего 12 учащихся.
Плюс к этому, согласно мониторингу, в более чем 80% школ активно применяются электронные учебники, в 65% школ используются активные формы обучения, интерактивные образовательные технологии – дистанционные уроки, тренинги, конференции, симпозиумы, семинары. И это, конечно, не может не впечатлять.
– Но согласитесь, иметь доступ к компьютеру и уметь им пользоваться – это все-таки несколько разные вещи.
– Не соглашусь, потому что сейчас любой первоклашка по уровню владения различными гаджетами может дать фору иному остепененному профессору. И результаты мониторинга это подтверждают.
Я напомню, что исследование проводилось в том числе и путем опроса родителей школьников. Подавляющее большинство респондентов заявили, что их дети умеют пользоваться компьютером. При этом почти каждый третий родитель говорил, что его ребенок «владеет компьютером в совершенстве». Об отсутствии у своих детей даже минимальных навыков работы с компьютером заявили лишь около 4% родителей. Тут я, конечно, сделал бы некоторую поправку на склонность любящих родителей несколько переоценивать способности своих детей, но в целом эти цифры подтверждают мои личные наблюдения.
Мы живем в цифровую эпоху, современные дети начинают пользоваться планшетами и смартфонами раньше, чем говорить. Хорошо это или плохо – предмет отдельной дискуссии, но факт остается фактом: растет новое, «цифровое» поколение. И современная школа, безусловно, должна отвечать его запросам как в части обеспечения соответствующей материально-технической базы, так и в части квалифицированной подачи материала.
– Это как раз следующий вопрос, который напрашивается: педагоги, обычные учителя, успевают за прогрессом?
– По мониторингу цифры получаются довольно оптимистичные – Минобрнауки России удается шагать с прогрессом в ногу. Про материально-техническую базу мы уже поговорили. Что же касается учителей, то исследование показало, что компьютер освоили подавляющее большинство из них – 99%. При этом около 90% – пользуются компьютером постоянно, 9% – редко. Среди учителей многих специализированных школ компьютерная грамотность стопроцентная. То есть цифры говорят сами за себя: учителям приходится постоянно повышать свой уровень квалификации, в том числе и в области компьютерных и информационных технологий.
– То есть «все прекрасно в датском королевстве»?
– Ирония понятна, и проблемы есть, куда без них. И часть данных мониторинга можно трактовать по-разному. Взять, например, цифры по удовлетворенности учителей состоянием материально-технической базы учреждений, в которых они трудятся. Как хорошую ее оценивают 38,7% учителей, как удовлетворительную – 48,3%. Можно сказать, что в целом около 90% респондентов в той или иной степени состоянием материально-технической базы довольны, а можно заключить, что хорошей материально-техническую базу считают лишь около 40% учителей, остальные же чем-то не удовлетворены.
Как и любые другие социологические выкладки, данные мониторинга ФЦПРО оставляют довольно широкий простор для трактовок и интерпретаций. Но давайте смотреть на вещи объективно. Минобрнауки России, региональным органам управления образованием приходится выдерживать чудовищный темп: регулярное обновление компьютерной техники, программного обеспечения, постоянное повышение квалификации учителей. И они с этой задачей справляются. Где-то лучше, где-то хуже, но в целом прогресс налицо. И это, я обращаю внимание, мы успели поговорить лишь об одной сфере – использовании в учебном процессе компьютерных и информационных технологий.