Аргументы Недели → Образование

Дошкольное образование влияет на демографическую ситуацию

, 14:59

В 2014 году Центром социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ) по заказу Минобрнауки России начат мониторинг результативности реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Одним из направлений исследования стало изучение степени удовлетворенности населения организацией дошкольного образования. Об основных результатах проведенной работы нашему изданию рассказал руководитель ЦСПиМ, известный социолог Франц Шереги.

- Каким образом проводилось исследование?

- Исследование проводилось обычным для такого рода задач способом – путем проведения социологического опроса с объемом выборки в 1500 человек. Охвачены были все федеральные округа и, само собой, Москва и Санкт-Петербург. Нашими респондентами стали родители детей в возрасте 3-7 лет, посещающих учреждения дошкольного образования. Главным образом это женщины – почти 90%, что вполне закономерно: они лучше знают специфику дошкольных учреждений, чаще бывают там, общаются с воспитателями. Так что здесь они вправе выступать как эксперты.

- И какую оценку они дали современной системе дошкольного образования?

- Исследование проводилось по большому набору параметров: доступность, характер взаимодействия, питание, безопасность, подготовка к школе и т.д. И в целом нами отмечена позитивная динамика по большинству их них.

Например, сейчас вероятность гарантированного устройства ребенка в дошкольное учреждение при первом обращении родители оценивают в 50%. Замеры по этому показателю в 2008 году давали 26%. То есть мы видим почти двукратный рост. И это очень важный момент, потому что именно система дошкольного образования является сегодня одним из базовых факторов улучшения демографической ситуации в стране.

- Если говорить о родителях, чьи дети уже посещают детский сад, как они оценивают уровень предоставляемых им услуг?

- Более половины опрошенных родителей – 56% – заявили о том, что они полностью удовлетворены работой учреждения дошкольного образования в части подготовки их детей к первому классу. Еще порядка 40% респондентов дали неоднозначные оценки. И лишь 4% опрошенных выразили категорическую неудовлетворенность.

- Каковы причины этой неудовлетворенности?

- Одни родители считают, что их ребенку не хватает программ, направленных на интеллектуальное развитие, другие хотели бы более пристального внимания к каким-то определенным дисциплинам – чтению, математике, иностранному языку. Но мы понимаем, что абсолютно всем родителям угодить сложно. И я повторюсь, что речь идет об очень небольшом проценте недовольных. Скорее всего, это родители, уже основательно продумавшие жизненную траекторию своего ребенка, но пока не сумевшие устроить его в учреждение с необходимым уклоном.

- Но деятельность детских садов не сводится исключительно к подготовке к школе. Вы упомянули еще ряд параметров, какие оценки звучали по ним?

- Очень важный, на мой взгляд, параметр – эффективность взаимодействия родителей с детским садом в вопросах обеспечения полноценного развития ребенка. И в этой связи не может не радовать, что подавляющее большинство родителей выразило по этому критерию полную удовлетворенность: чуть менее половины родителей охарактеризовали свое взаимодействие с детским садом как «тесное и результативное», еще примерно столько же оказались довольны взаимодействием «в средней степени». На отсутствие взаимодействия пожаловалось менее полутора процентов опрошенных.

- А как сами родители оценивают отношение воспитателей к детям?

- В целом, как показал наш мониторинг, родители отношением педагогов к воспитанникам довольны. Такого мнения придерживается 97% респондентов. Недовольные и здесь оказались в абсолютном меньшинстве.

- Какие тенденции, выявленные в ходе исследования, вы бы выделили как наиболее важные или показательные?

- Безусловно, это существенное увеличение доступности дошкольных образовательных учреждений, а также значительное повышение их роли в выравнивании шансов детей на равноценное продолжение образования в школе. Немаловажен и факт усиления воспитательной роли дошкольных учреждений. Они перестают быть просто учреждениями по «присмотру за детьми», становясь учреждениями формирования этического и нравственного облика детей. Более стабильным стал коллектив воспитателей, подтягиваются молодые кадры.

Сегодня политика развития дошкольного образования нацелена на содействие решению демографических задач и обеспечение доступности качественных образовательных услуг, независимо от условий и места проживания. Место в детском саду должно предоставляться ребенку в реальные сроки. Для этого делается немало. По плану перехода на 100-процентный охват детей 3-7 лет дошкольным образованием, до конца 2015 года ни в одном регионе не должно остаться очередей в детские сады. Полевой этап нашего мониторинга проводился летом. С тех пор ситуация по ряду вопросов претерпела изменения, и я уверен, что если бы опрос проводился сейчас, позитивная динамика была бы выражена еще более ярко. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram