> Наскоком российских учителей в педагогический рай не загонишь - Аргументы Недели

//Образование

Наскоком российских учителей в педагогический рай не загонишь

28 ноября 2014, 10:13 [ «Аргументы Недели» ]

Минобрнауки России стало одним из первых министерств, при котором был сформирован Общественный совет – новый для России инструмент общественного контроля. О некоторых итогах работы совета рассказал его сопредседатель, директор знаменитой школы № 109 Евгений Ямбург.

– Общественные советы при министерствах сравнительно новый институт, и пока далеко не все понимают его функционал. С какими вопросами приходится сталкиваться Общественному совету при Минобрнауки России?

– Общественный совет задумывался как рупор общественного мнения и инструмент контроля за административными решениями. В его работе задействовано множество профессионалов высокого уровня. И многие вещи, плоды нашей работы, широкой общественности не так заметны.

Например, до последнего времени результаты сдачи ЕГЭ были одним из показателей эффективности работы губернаторов. Раз в год мы получали «социалистическое соревнование» между регионами. Несколько лет шла борьба против учета этого показателя. И Общественный совет, и Общественная палата, и министр образования Дмитрий Ливанов приложили массу усилий, и они не пропали даром: в этом году показатель был снят. ЕГЭ в 2014 году прошел абсолютно честно. И это серьезный шаг вперед.

Еще один пример. Сертификат ЕГЭ действовал всего один год. Мы на Общественном совете подняли вопрос: почему, собственно, год? Решение было принято в пользу учащихся, и сертификат теперь действует четыре года. И это тоже деятельность Общественного совета – в совокупности, конечно, и с министерством, и с самим министром. Дмитрий Ливанов в этих вопросах занимал нашу позицию.

Общественный совет живет не на Луне, работая в рамках действующего законодательства и предложенных обстоятельств. Далеко не все проходит гладко, но это самое простое – поджимать губки и говорить: «Нет, нас это не устраивает!» Надо работать, искать компромисс.

Например, так получилось, что я – сопредседатель Общественного совета и одновременно руководитель группы разработчиков новых профессиональных стандартов педагога…

– Стандартов, мягко говоря, неоднозначно воспринимаемых в профессиональной среде.

– Я тысячу писем получаю с проклятиями и прочим. Но профессиональный стандарт педагога появился не из головы Ямбурга или его коллег. Стандарт – это ответ на реальные угрозы и вызовы времени. Жизнь очень сильно изменилась.

Во-первых, вырастает «цифровое поколение». Дети начинают пользоваться гаджетами чуть ли не с пеленок.  Во-вторых, мы столкнулись с проблемой генетической усталости. Каждое следующее поколение рождается более ослабленным. Сегодня по закону, даже если родитель приведет в обычную школу ребенка с задержкой развития, с ДЦП, его обязаны взять. Как именно прививать знания такой категории школьников? Это новые компетенции, которые должны быть учтены в стандарте. В-третьих, уже сегодня во многих школах Москвы сидят дети, для которых русский язык – не родной. Это тоже новая компетенция – обучение русскому как неродному.

В любой цивилизованной стране есть профессиональный стандарт. Но в России слово «стандарт» носит отрицательную коннотацию. И на то есть причины – у нашего государства не очень хорошая «кредитная история». Все реформы, которые проводились в школе до сих пор, шли сверху, императивно, жестко, и шаг вправо, шаг влево рассматривался как побег.

– Сейчас как-то иначе этот процесс организован?

– Разработка стандарта сопровождалась его широким общественным обсуждением с привлечением всех заинтересованных сторон. Сейчас идет апробация. На добровольной основе созданы пилотные проекты: 21 регион и 24 вуза включились в эту работу.

Изначально полномасштабное введение профстандарта планировалось с 2014 года. Понятно, что это была утопия. Сейчас идет речь о переходе на стандарт с 2018 года, а до этого – переходный период, сбор и анализ замечаний. Мы только в начале пути, потребуется много лет. Кавалерийским наскоком миллион триста тысяч российских учителей в педагогический рай не загонишь. Гениальный русский педагог Константин Ушинский в свое время писал, что никакая реформа образования невозможна иначе, чем через голову учителя.

– И здесь мы подошли к еще одному болезненному вопросу – вопросу реформирования педагогического образования. В этой сфере как будет развиваться ситуация?

– Введение нового стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки. Я до последней капли крови готов защищать педагогические вузы – их всего 35 осталось; но, откровенно говоря, когда я в них бываю, ловлю себя на мысли, что сам бы первым их закрыл. Эта профессура уже давно не видела живых детей. Единицы могут встать к учительскому столу. Меня часто обвиняют в том, что я хочу убрать всю теорию и оставить только практику. Но скажите честно: вы бы доверились хирургу, который теоретическую базу получил, но ни одного часа не был в клинике?

– Насколько можно судить по вашим предыдущим выступлениям, вы сами довольно осторожно оцениваете перспективы внедрения стандарта.

– Нет никаких гарантий безоблачного развития событий. У меня только что вышла книга, которая так и называется: «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?» Мною там рассматриваются и самые пессимистичные сценарии.

Внедрение стандарта педагога может принести неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может дать импульс движению вперед – при умном. Очень многое зависит от того, сумеем ли мы пройти между Сциллой тотального неприятия стандарта и Харибдой его насильственного внедрения.

КК


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте