> Компьютеризация и феминизация: тенденции современной школы - Аргументы Недели

//Образование

Компьютеризация и феминизация: тенденции современной школы

26 ноября 2014, 16:53 [ «Аргументы Недели» ]

Обеспечение доступности образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития России, — цель действующей в стране Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Насколько успешно работает программа, каковы ее промежуточные итоги — эти параметры постоянно отслеживаются специалистами. Весной 2014 года стартовал двухлетний мониторинг реализации мероприятий ФЦПРО. О первых результатах исследования рассказал заместитель директора Центра социального прогнозирования и маркетинга Александр Арефьев.

— Каким образом проводится мониторинг?

— В ходе проведения мониторинга каждая проблема была проанализирована как с позиций руководителей образовательных учреждений и педагогов, так и со стороны учащихся и их родителей. Исследование проводилось в 22 регионах в форме массовых социологических опросов  и экспертных интервью. 

Поскольку наш центр проводил подобные исследования в 2000-2007 годах, на стадии запуска федеральных проектов по образованию, сейчас появилась возможность сравнить результаты исследований разных периодов и определить тенденции изменения качества предоставляемых населению образовательных услуг.

При проведении мониторинга школ наряду с измерением степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемых школой услуг, также определялась эффективность взаимодействия школы и родителей по воспитанию детей, изучались масштабы использования в школе активных форм обучения, прежде всего, электронных учебников и индивидуальных образовательных программ, ряд других аспектов.

— Выявлены ли какие-то существенные изменения в демографической структуре, условиях труда учителей школ?

— Феминизация профессии учителя школы – явление отнюдь не новое, и здесь ничего не изменилось. В 2000 году доля женщин среди учителей общеобразовательных школ составляла 90%, в 2014 году – 92%. Это означает, что до совершеннолетия, воспитание детей осуществляют преимущественно женщины: дома, в детском саду, в школе. Мужчины более активно включаются в процесс профессиональной подготовки молодежи в основном в вузах, где их доля в составе преподавателей составляет 54%.

Средний возраст учителей школ колеблется в узких интервалах, практически сохраняясь на уровне 40-42 лет; в 2000 году – 39,5 лет, в 2014 году  – 42,5 лет.

Что касается оплаты труда, то, по состоянию на декабрь 2000 год среднемесячный заработок учителей составлял 1340 рублей,  а в 2014 году -  22000 рублей. Это очень большой рост и в номинальном, и в реальном отношениях. 

Составляющие условий труда оцениваются учителями в 2014 году также более положительно, чем 15 лет назад. В частности, увеличилась доля учителей, давших оценку «хорошо» состоянию здания школы, его пожарной безопасности, компьютеризации учебного процесса, внедрению в учебный процесс активных форм обучения, информационному обеспечению, укомплектованности школьной библиотеки, перспективам профессиональной карьеры, социальным гарантиям.

— Как происходит развитие активных форм обучения, внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий и электронных учебников?

— Все перечисленное тесно связано с процессом компьютеризации школ. Так, согласно данным Росстата, на один школьный компьютер в 2001 году приходилось в среднем 46 учеников, а в 2014 году – уже 12. На сегодняшний день в каждой школе имеются компьютеры, подключенные к сети Интернет.

Многие опрошенные нами эксперты, почти 85%, высказали положительное мнение об электронных учебных изданиях для школы. Главное, — наглядность, яркость, красочность, возможность расширения рамок занятий и дополнения традиционных учебников за счет привлечения нового, повышения интереса к предмету у учеников. Учителям, хорошо владеющим компьютером, по мнению экспертов, удобно работать с электронными учебниками, ведь это экономит время, позволяет давать учащимся большой объем информации.

— Как отразилась реализация ФЦПРО на развитии дополнительных форм школьного образования, платных образовательных услуг?

— К 2014 году в корне изменилось общественное мнение населения относительно платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой. Абсолютное большинство стали считать этот вид обучения оправданным.

 Что касается дополнительных платных услуг в школе, то ими сегодня пользуются 31% родителей, чьи дети учатся в 1-11-х классах. Это дополнительные платные занятия по предметам, занятия в бассейне, в различных кружках и др. При этом качеством дополнительных образовательных услуг, в целом, удовлетворены 95% опрошенных родителей. 

 

 

КК


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Израильский спецназ «Шальдаг» уничтожает Хезболлу и ее союзников на Ближнем Востоке

Известно, что в ноябре израильская авиация успешно бомбила объекты Хезболлы в пригороде Бейрута. Более того, на днях она уничтожила несколько высокопоставленных командиров этой организации. И это результат того, что получила эта организация после террористических обстрелов Израиля ракетами. До этого 27 сентября в результате точного авиаудара израильских ВВС был ликвидирован генеральный секретарь этой религиозной партии Хасан Насралла, главный идеолог войны с Израилем, инициировавший его обстрелы ракетами. В результате систематических авиаударов израильтян было ликвидировано значительное количество главных командиров Партии Бога. В том числе Мохаммед Срур - начальник подразделения беспилотников. Его дроны непрерывно осуществляли боевые действия против Израиля, за что он поплатился жизнью. Ибрагим Кубаиси был начальником ракетного подразделения, он также был уничтожен авиабомбой. Известно, что 16 высших командиров были уничтожены с воздуха.