> Компьютеризация и феминизация: тенденции современной школы - Аргументы Недели

//Образование

Компьютеризация и феминизация: тенденции современной школы

26 ноября 2014, 16:53 [ «Аргументы Недели» ]

Обеспечение доступности образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития России, — цель действующей в стране Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Насколько успешно работает программа, каковы ее промежуточные итоги — эти параметры постоянно отслеживаются специалистами. Весной 2014 года стартовал двухлетний мониторинг реализации мероприятий ФЦПРО. О первых результатах исследования рассказал заместитель директора Центра социального прогнозирования и маркетинга Александр Арефьев.

— Каким образом проводится мониторинг?

— В ходе проведения мониторинга каждая проблема была проанализирована как с позиций руководителей образовательных учреждений и педагогов, так и со стороны учащихся и их родителей. Исследование проводилось в 22 регионах в форме массовых социологических опросов  и экспертных интервью. 

Поскольку наш центр проводил подобные исследования в 2000-2007 годах, на стадии запуска федеральных проектов по образованию, сейчас появилась возможность сравнить результаты исследований разных периодов и определить тенденции изменения качества предоставляемых населению образовательных услуг.

При проведении мониторинга школ наряду с измерением степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемых школой услуг, также определялась эффективность взаимодействия школы и родителей по воспитанию детей, изучались масштабы использования в школе активных форм обучения, прежде всего, электронных учебников и индивидуальных образовательных программ, ряд других аспектов.

— Выявлены ли какие-то существенные изменения в демографической структуре, условиях труда учителей школ?

— Феминизация профессии учителя школы – явление отнюдь не новое, и здесь ничего не изменилось. В 2000 году доля женщин среди учителей общеобразовательных школ составляла 90%, в 2014 году – 92%. Это означает, что до совершеннолетия, воспитание детей осуществляют преимущественно женщины: дома, в детском саду, в школе. Мужчины более активно включаются в процесс профессиональной подготовки молодежи в основном в вузах, где их доля в составе преподавателей составляет 54%.

Средний возраст учителей школ колеблется в узких интервалах, практически сохраняясь на уровне 40-42 лет; в 2000 году – 39,5 лет, в 2014 году  – 42,5 лет.

Что касается оплаты труда, то, по состоянию на декабрь 2000 год среднемесячный заработок учителей составлял 1340 рублей,  а в 2014 году -  22000 рублей. Это очень большой рост и в номинальном, и в реальном отношениях. 

Составляющие условий труда оцениваются учителями в 2014 году также более положительно, чем 15 лет назад. В частности, увеличилась доля учителей, давших оценку «хорошо» состоянию здания школы, его пожарной безопасности, компьютеризации учебного процесса, внедрению в учебный процесс активных форм обучения, информационному обеспечению, укомплектованности школьной библиотеки, перспективам профессиональной карьеры, социальным гарантиям.

— Как происходит развитие активных форм обучения, внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий и электронных учебников?

— Все перечисленное тесно связано с процессом компьютеризации школ. Так, согласно данным Росстата, на один школьный компьютер в 2001 году приходилось в среднем 46 учеников, а в 2014 году – уже 12. На сегодняшний день в каждой школе имеются компьютеры, подключенные к сети Интернет.

Многие опрошенные нами эксперты, почти 85%, высказали положительное мнение об электронных учебных изданиях для школы. Главное, — наглядность, яркость, красочность, возможность расширения рамок занятий и дополнения традиционных учебников за счет привлечения нового, повышения интереса к предмету у учеников. Учителям, хорошо владеющим компьютером, по мнению экспертов, удобно работать с электронными учебниками, ведь это экономит время, позволяет давать учащимся большой объем информации.

— Как отразилась реализация ФЦПРО на развитии дополнительных форм школьного образования, платных образовательных услуг?

— К 2014 году в корне изменилось общественное мнение населения относительно платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой. Абсолютное большинство стали считать этот вид обучения оправданным.

 Что касается дополнительных платных услуг в школе, то ими сегодня пользуются 31% родителей, чьи дети учатся в 1-11-х классах. Это дополнительные платные занятия по предметам, занятия в бассейне, в различных кружках и др. При этом качеством дополнительных образовательных услуг, в целом, удовлетворены 95% опрошенных родителей. 

 

 

КК


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте