Мировые рейтинги университетов - барометр развития
22 июля 2013, 11:07 [«Аргументы Недели», Яков Самохин ]
15 российских вузов стали победителями конкурсного отбора на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах. Соответствующее решение было принято по результатам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Основная цель такого проекта - к 2020 году 15 вузов должны войти в топ-200 мировых университетов, а не менее 5 должны войти в сотню. Вопросы о перспективах конкурентноспособности российских вузов «АН» задали заслуженному работнику высшей школы РФ, доктору экономических наук, профессору Юрию Гусеву.
- Юрий Васильевич, почему сегодня так остро стоит вопрос о продвижении российских университетов в мировых рейтингах?
Не секрет, что в рейтинговые вузы стремятся молодые люди, амбиции которых достаточно высоки. Между тем, первые строчки рейтинга лучших вузов мира 2012 года вновь заняли вузы США и Великобритании: California Institute of Technology, Stanford University, University of Oxford, Harvard University, Massachusetts Institute of Technology, Princeton University, University of Cambridge, Imperial College London, University of California, Berkeley, University of Chicago..
Конечно, такие вузы более привлекательны. Дело в том, что за рубежом приоритет в формировании бренда университета принадлежит магистратуре, аспирантуре и научной работе преподавателей. В отечественной системе координат об университете, как правило, судят по качеству программ первого высшего образования. У нас научная работа преподавателей редко выступает приоритетным по значимости занятием по сравнению с преподаванием.
А это и есть одна из серьезных причин "утечки мозгов", которую необходимо устранять, создавая условия не только для качественной подготовки специалистов, но и развертывания системы научных исследований на всей траектории движения "студент-аспирант или докторант-ученый".
В этой связи целью участия в любом рейтинге становится определение разрыва между отечественными университетами и университетами мирового класса.
Вот почему вопрос о месте России в мировой системе образования напрямую связан со спорами о ее роли в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, а, следовательно, и об эффективности институциональной организации российской науки.
- Немного о рейтингах, их построениях и принципах.
- Их немало. Рейтинг британского еженедельника «The Times Higher Education», например, позволяет оценить объемы и доходы от научных исследований, количество публикаций и уровень их цитируемости. В нем очевиден приоритет научной работы, на учебную работу отведено 30% общей оценки. Российские вузы не представлены в топ-200 вузов рейтинга. Рейтинг лучших университетов мира The World University Rankings считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. В основу оценки здесь положены результаты комбинации статистического анализа деятельности, аудированных данных и результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей. А вот рейтинг QS World University Ranking построен в большинстве своем на субъективных факторах: 40% оценки приходится на «академическую репутацию», которая выявляется в результате опроса экспертов. На цитируемость в расчете на преподавателя приходится 20%, оставшиеся 40% отведены на репутацию вуза среди работодателей, численность иностранных преподавателей и студентов. В этом рейтинге ранжируется качество образования по 30 специальностям, включая математику, экономику, физику, право и многие другие. По ряду традиционно сильных направлений (технологии и инженерное дело, а также специальности, связанные с математикой) российские вузы могут сильно подняться в данном рейтинге. По всем зарубежным рейтингам наблюдается проблема для российских вузов, суть которой сводится к тому, что большинство рейтингов ориентировано на преподавание на английском языке. Университетский рейтинг Academic Ranking of World Universities учитывает выпускников и сотрудников – лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса, преподавателей и научных сотрудников с наивысшими показателями цитирования, общим индексом цитируемости и показателем цитируемости на одного сотрудника, а также количеством публикаций в журналах «Nature» и«Science». В 2012 г. был сформирован новый рейтинг Лейденского университета Leiden Ranking, который оценил производительность научных исследований вузов по библиометрическим показателям. Рейтинг института высшего образования Шанхайского университета Цзяо Туноценивает количество выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии, сотрудников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии, «часто цитируемых исследователей в 21 категории», статьи, опубликованные в журналах «Nature» или «Science». В его оценку вошли индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук Института научной информации (Institute for Scientific Information, ISI), Science Citation Index и Social Sciences Citation Index, индексы ведущих журналов Arts and Humanities Citation Index, размер университета.
- А российские рейтинги?
- В первую очередь это ежегодно проводимый мониторинг эффективности, по его результатам проводятся реорганизационные мероприятия и структурные преобразования. Но это мониторинг, за которым следуют оргвыводы. Сейчас ведется активная работа по созданию отечественных вариантов рейтингов, адаптированных к российской действительности. Например, рейтинг Рейтингового агентства "Эксперт РА" построен на основе статистических показателей и масштабных опросов работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Рейтинг ООО "Деловая Россия" акцентирует внимание на востребованности выпускников. Рейтинг ВУЗов издательского дома "Коммерсантъ" формируется на основе опросов крупнейших российских компаний. На основе баллов ЕГЭ студентов, зачисленных на 1 курс, построен рейтинг Высшей школы экономики и РИА Новости. В настоящее время разворачивается проект международной информационной Группы "Интерфакс" и радиостанции "Эхо Москвы" по формированию Национального рейтинга университетов для стимулирования конкуренции между вузами в национальной системе образования. Проводится как общий рейтинг, так и частные по номинациям. Основные различия международных и российских рейтингов в том, что в первом случае приоритетом является наука, а в другом - репутация.
- Каковы достигнутые результаты?
- В соответствии срейтингом QS World University Ranking за 2011 год российские университеты выглядят неплохо в естественнонаучной области: МГУ, например, на 27–38 местах с 2007 по 2011 годы. Высокую оценку репутации среди работодателей получили Московский университет, Бауманский университет и МГИМО. Рейтинг по показателю академической репутации включает только три российских вуза: МГУ, СПбГУ и Бауманский университет. В целом по рейтингу МГУ на 116 месте, СПГУ на 253, остальные - в конце 4-ой сотни. В рейтинге Times Higher Education World University Ranking за 2011 год МГУ занимает 276-300 позицию, а СПбГУ попал в интервал мест с 351 по 400. В рейтинге Leiden Ranking, оценивающим производительность научных исследований вузов по библиометрическим показателям, МГУ по сводному показателю импакт-факторов публикаций сотрудников занял 499-е место, а СПбГУ –500-е место.В 2012 году по сравнению с предыдущими рейтингами серьезных изменений в не произошло. Лидерами остались США и Великобритания. Из 500 лучших университетов 100 американские и 49 английские. В топ- 500 вошло 20 канадских университетов и 25 австралийских. Хорошо представлены европейские университеты: 168 университетов из 500 лучших - европейские. Лидерами являются Германия, и Франция. У Швейцарии из 12 государственных университетов этой страны 8 в списке лучших в мире, а Высшая Политехническая Школа Цюриха вновь лучшее учебное заведение в континентальной Европе - 13 место в мире. Азиатские вузы продолжают продвигаться вверх: в списке 500 лучших вузов мира в 2012 году их уже 90, из них по 19 китайских и японских, 13 южнокорейских и 11 тайваньских. В рейтинге 2012 года индийских университетов 7, в то время как у России таких вузов только 6. Представленные рейтинги демонстрируют крайне низкую международную конкурентоспособность российской высшей школы в части научных исследований.
- Какие меры нужно предпринимать российским университетам для улучшения позиционирования в мире?
- Проведена стратификация вузовской системы, ее результат - выделение федеральных, национальных исследовательских университетов и университетов с особым статусом с соответствующими потенциальными преференциями относительно бюджетного финансирования. Вероятно следует обратить внимание на инициативы о продлении сроков обучения в аспирантуре, что создаст возможность для их структурной сопоставимости с зарубежными программами, а также реализовать меры по упрощению нострификации ученых степеней зарубежных университетов. Немаловажен переход от точечных действий по поддержке крупных научных проектов с привлечением ведущих зарубежных ученых к более масштабным, в которых могли бы принимать участие не только крупнейшие вузы страны. Необходимо внедрить системы планирования рабочего времени и вознаграждения, которые позволяли бы сотрудникам вузов, активно занимающимся научной работой, меньше преподавать и получать оплату за публикационные достижения. Надо пересматривать подходы к построению программ подготовки аспирантов, что часто порождает организационные конфликты. В целях обеспечения международной конкурентоспособности необходимо привлечение зарубежных преподавателей и студентов, что, несомненно, требует существенной трансформации организационной культуры вуза, начиная с использования английского языка наравне с русским в учебном процессе, заканчивая созданием творческой среды, способной привлечь известных ученых и, конечно, наличие соответствующего финансирования.