> Школьная реформа в Швеции принесла больше вреда, чем пользы - Аргументы Недели. Москва

//Образование

Школьная реформа в Швеции принесла больше вреда, чем пользы

2 апреля 2013, 17:36 [«Аргументы Недели. Москва», Светлана Родионова, Рига ]

Фото sverigesradio.se

Реформы, проведенные в последние десятилетия в шведских школах, возможно, принесли больше вреда, чем пользы. Об этом в сегодняшнем номере пишет крупнейшая газета Швеции  «Dagens Nyheter».

В Швеции широкое распространение получила проблемно-ориентированная педагогика. Суть ее в том, что учащиеся являются основными участниками процесса обучения, коллективно обсуждая предлагаемые преподавателем проблемы - так называемое  «обучение, основанное на решении проблем». Ученик должен «добывать» знания сам, желательно – «бригадным методом»  (при этом лекции и объяснения по учебнику не приветствуются).

Газета пишет, что такой подход в школах работает плохо, а традиционные методы обучения, напротив, дают хорошие результаты. Издание ссылается на авторитетную в научных кругах таблицу новозеландского профессора Джона Хэтти, в которой обобщены данные 52 тысяч тестов 80 миллионов учащихся из разных стран мира.

Ученый разработал своеобразный «термометр», который показывает влияние на обучение конкретных факторов. Чем выше значение показателя, тем большее влияние на качество обучения оказывает этот фактор. Например, наиболее высоко оценивается существование обратной связи между учителем и учеником, профессионализм учителя, способность учеников к приему и обработке информации.

Как ни странно, наличие аудио-визуальных средств, вопросы финансирования, занимают одни из последних мест. Крайне низко оценивает Джон Хэтти значение школьного помещения – класса. А ведь с начала проведения реформ в Швеции в качестве важнейшей продвигалась идея «openspase-school» - открытого пространства.

«Dagens Nyheter» приводит мнение Мартина Карлберга из шведского университета Мэлардален (Mälardalen), который говорит, что слабым ученикам проблемно-ориентированное обучение не позволяет получить глубокие и систематические знания. Идея взаимопомощи в процессе обучения «работает» на пользу только ребятам, имеющим мотивацию и способности к учебе.

В число сомнительных реформ также попали смешанные классы. Идея объединять в классе разновозрастных учащихся наиболее популярна в сельских районах Швеции. По данным Джона Хэтти, качество обучения в этом случае страдает, причем особенно это сказывается на младших школьниках. Это подтверждают и данные Шведского института социально-трудовых исследований: результаты тестирования по математике учащихся из смешанных возрастных классов в среднем на 5% хуже, чем из традиционных классов.

Свою лепту в развал шведской системы образования внесла муниципализация. В 1991 году ответственность за школьное образование была переложена с центрального уровня на местный. Как следствие, размер финансирования образования стали определять муниципалитеты, которые, конечно, постарались эти расходы сократить.

Издание приходит к неутешительным выводам: реформы нанесли ощутимый урон шведской системе образования, считавшейся в 50-х годах лучшей в Европе.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте