Новый закон «Об образовании», который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, призван разрешить огромное количество противоречий, накопившихся в отрасли за 20 лет существования в новых условиях. Об этом сообщила глава комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева.
По ее словам, «документ устраивает не всех, но он устраивает педагогическое сообщество, которое приняло самое непосредственное участие в его разработке». «Министерство образования в течение года давало возможность людям высказаться, — отметила она. — В результате ко второму чтению внесли 1142 поправки, большая часть которых была принята».
Она подчеркнула, что «закон базируется на современных демократических принципах, носит гуманистический характер, закрепляет право каждого на образование, ориентирует на развитие свободы личности». Закон объединил все то, что было вокруг ранее действовавшего закона — массу нормативных актов. — отметила Жанна Воробьева — Нам ясно, куда двигаться и как жить».
Глава комитета заверила, что бесплатное общее образование данным законом гарантировано всем россиянам. Причем в 10-х–11-х классах количество бесплатных часов даже увеличено (сейчас их 36, а с 1 сентября будет 37. — Ред.). Кроме того, каждый ребенок имеет право на 10 часов в неделю обязательных бесплатных занятий дополнительно к основному учебному плану. Речь идет о занятиях в группе продленного дня, а также с теми учениками, кто не справляется с программой в основное учебное время.
Что касается платных услуг, то «любая платная услуга организуется исключительно по заказу родителей и не должна пересекаться с учебной программой, — подчеркнула глава комитета по образованию. — Это могут быть дополнительные занятия математикой или иностранными языками, но по усложненной программе».
Второй позитив — закон закрепляет обеспечение качества доступного образования. «В Петербурге созданы региональные стандарты оценки качества (предметной обученности), — поделилась Жанна Воробьева. — Закреплены критерии дошкольного, дополнительного, общего, профессионального начального и среднего образования. Закон направлен на индивидуализацию образования, на каждого ребенка, на получение результата», — подчеркнула она. Также документом четко регламентированы взаимоотношения школы с родителями, ответственность за качество образования возлагается и на родителей тоже. Еще один плюс — результаты ЕГЭ будут действовать 4 года, а не 2, как сейчас.
Важно и то, что закон разрешает обычной школе, не лицею и не гимназии, вводить какие-то специализированные курсы, которые смогут вести преподаватели из образовательной организации (теперь все учреждения получают статус организации. — Ред.) более высокого уровня. Жанна Воробьева особо отметила, что выпавшее из закона начальное профессиональное образование (НПО) никуда не уйдет, просто функции ОО НПО будут расширены, и они смогут выпускать не только рабочих, но и специалистов средней квалификации.
С 1 марта начался прием заявлений в 1 е классы. И сразу высветилась негативная сторона нового закона: в нем не урегулирован прием братьев сестер в одну школу. Раньше эта ситуация регулировалась региональным нормативным актом. «В этом году мы разослали рекомендации руководителям образовательных учреждений, чтобы они придерживались существовавшей многие годы традиции, — рассказала глава комобра. — Но обязать мы их не можем, к сожалению. Параллельно направили свои предложения в Министерство, потому что правила приема утверждаются на федеральном уровне. Но я хочу успокоить родителей. Если вам отказали в приеме 1 марта, то можно попытаться еще раз с 1 августа: в августе будет производиться набор на свободные места. Кроме того, для первоклассника важен не статус школы, а учитель, потому что именно от учителя начальных классов зависит, как будет учиться ребенок в будущем — с желанием и интересом побежит в школу или без всякой охоты будет плестись».