> Реформа образования: новых ректоров выучат в Сколкове - Аргументы Недели

//Образование

Реформа образования: новых ректоров выучат в Сколкове

17 сентября 2012, 20:59 [ «Аргументы Недели» ]

Реформа российского образования, цели которой пару недель назад изложили общественности глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, начинается.

В школе бизнеса иннограда стартовал конкурсный отбор документов на участие в годовой программе обучения ректоров и проректоров вузов.

Школа в августе выиграла тендер, объявленный министерством, стоимость госконтракта — 36 млн руб. Подготовку должны пройти 100 руководителей университетов, способных создать и реализовать программу инновационного развития, сообщил «Ведомостям» заместитель министра образования Александр Климов.

Приглашение от Минобрнауки на участие в конкурсе уже разосланы в 216 из 1,5 тыс. университетов России — всем, кто в последнее время участвовал в каких-нибудь конкурсах или программах министерства.

По данным издания, среди лекторов школы значатся сами авторы реформы – Ливанов и Волков.

Программа «Новые лидеры высшего образования» — это не повышение квалификации, это место, где будут формироваться представления о будущем университетов в России, уверен Волков. Участники программы будут работать не только над проектом развития своего вуза, но и участвовать в разработке стратегии роста всей отрасли, обещает он.

Обучение по новой программе начнется 26 ноября и будет состоять из восьми недельных учебных модулей. Участники соберутся в Москве, чтобы проанализировать лучшие кейсы развития университетов в разных странах. В перерыве между модулями предусмотрена заочная работа над индивидуальными и групповыми проектами. По завершении программы участникам предстоит защитить собственные проекты перед руководством Минобрнауки РФ.

В самом начале сентября Ливанов и Волков опубликовали сначала в «Ведомостях», а потом на сайте Минобрнауки статью под названием «Университет будущего: Ставка на новое содержание», содержание которой вызвало у журналистов и преподавателей бесконечное количество вопросов.

Начиналась статья так:

«Современный вид системы профессионального образования сложился около ста лет назад, когда в Европе и Америке появился так называемый «средний класс» – прослойка людей, которые поставили высшее образование в приоритетные ценности для своих детей. Прошло 100 лет. За это время случился ряд технологических революций, прошло несколько глубоких экономических кризисов и две мировые войны. Пожалуй, только пенсионные и образовательные системы уцелели без радикальной перестройки за это время. Высшее образование, которое в России также называют «профессиональным образованием», а в англо-саксонском мире «третичным образованием» – на протяжении XX века развивалось в направлении роста его доступности и массовизации. По данным ЮНЕСКО, в ближайшие 30 лет университетское образование получит больше людей, чем за всю предыдущую историю цивилизации. Рыночные реформы 1990-х годов в России также реализовали социальные ожидания населения: количество вузов выросло более чем в 2 раза – с 510 до 1100, страна стала абсолютным мировым лидером по доступности высшего образования (88% выпускников школ поступают в вузы). При этом существует общественный консенсус по поводу низкого качества такого образования. Но это не означает, что нам нужно вернуться на 30 лет назад, когда количество студентов не превышало 20% от числа выпускников школ. Нужно заново сформулировать, что есть высшее образование в начале XXI века.

Для этого, прежде всего, стоит прекратить обсуждение моделей и подходов конца 1990-х - начала 2000-х годов. ЕГЭ как единый национальный экзамен останется надолго, хотя его технология и содержание будут меняться; одновременно войдут в практику и другие инструменты оценки достижений школьников. Болонская система – уже сделанный выбор, хотя предстоит избавиться от рудиментов старого (индустриального) высшего образования в виде избыточного количества специальностей и направлений подготовки. В ближайшие годы возникнет новая, более компактная и структурированная архитектура высшего образования в результате активно идущих процессов слияния и санации слабых вузов с одновременным опережающим развитием университетов-лидеров».

Далее авторы реформы подробно описали картину жизни прекрасных Касталий, которые, в отличие от придуманного Германом Гессе города Мастеров Игры в Бисер, не только хранит и развивает науку, но и приносит доход.

Журналисты «Эха Москвы», изучившие текст интеллектуалов-реформаторов, вызвали авторов на ковер и задали им разнообразные вопросы, смысл которых, в общем-то, сводился к двум. Где взять деньги на такую реформу, где взять людей, способных ее реализовать, и куда деть людей, которые не смогут принять в ней участие по объективным причинам?

«Мы прекрасно понимаем, кто сегодня учит наших студентов – это люди примерно в возрасте от 55 до 60 лет, возраст этих людей примерно на 10 лет увеличился за последние 15-20 лет, и более или менее понятно, чему они учат, как и каков результат этой деятельности. Зададимся вопросом – что будет через 10-25 лет?: Это будут те же самые люди, возрастом от 765 до 80 лет? Наверное, это будут новые люди. Поэтому нужно ставить вопрос, что это будут за люди, какие требования к ним нужно предъявить и какие технологии они привнесут в наше высшее образование», - ответил министр.

А ректор школы управления «Сколкова» уточнил: «Продумывая нашу школу, … мы задумали и организовали ряд других технологий привлечения и подготовки людей. Очень конкретно: в сфере управленческого образования человек без реального опыта не в состоянии работать в аудитории. Следовательно, требования к людям, которые потом готовы войти в аудиторию и с ней разговаривать, принципиально меняются для определенных видов образования. Думаю, что для современного технологического, конструкторского, инженерного, медицинского, юридического образования это актуальное требование – наличие актуального опыта. Раньше такого требования не было, и это веление нового времени».

«Есть мировой рынок академического труда, есть рынок профессуры. Мы прекрасно понимаем, сколько в среднем в год получает профессор ведущего университета, сколько в университетах среднего уровня, знаем, какие инструменты найма преподавателей есть в мире, безусловно, если мы хотим масштабно обновлять наш профессорский состав, необходимо использовать эти инструменты. Никаких велосипедов для этого изобретать не нужно. Есть механизм, который нужно использовать гораздо шире, чем он используется сегодня. Уже сегодня российские университеты, правда, очень ограниченном количестве, нанимают преподавателей и администраторов на международном рынке. Это не означает, что обязательно это иностранцы, это означает только одно – эти люди конкурентоспособны на международном рынке, независимо от того, на каком языке говорят и какого гражданства», - объяснил журналистам Ливанов.

И вот, 26 ноября, программа реформы высшей школы, которая еще вчера казалась абсолютно идеалистической, начинает реализовываться.

 

ЕГ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте