Возможно ли научить человека быть хорошим - новый предмет в школе
1 сентября 2012, 08:18 [ «Аргументы Недели» ]
В России в этом учебном году в школах начинается преподавание странного предмета – то ли основ религий, то ли нравственности и светской этики, и цель его - воспитание духовных и нравственных основ человеческой личности.
Школьникам предложили на выбор изучение традиционных конфессий нашей страны или курс светской этики – предметы совершенно неравнозначные, и сильно зависимые от методики преподавания. При желании в подобный предмет можно включить все, что угодно – от философской теологии до того, как правильно вести себя за столом.
Дискуссия о целесообразности преподавания религий началась еще в 2006 году, инициатива была подхвачена РПЦ, и в класс было потянулись священники – в ряде регионов предмет уже преподается в качестве экспериментального, но тут общественность возмутилась и внесла коррективы.
Вначале предмет предусматривал изучение основ религии и вероучений основных конфессий России, затем в него была добавлена светская этика. Анкетирования школьников, проведенное в начале года, показало, по данным РБК, что именно этика пользуется наибольшей популярностью. Изучать светскую этику согласились 47% учащихся, на православии остановили выбор 28%, приверженцами ислама оказались 5,6%.
Специалисты-гуманитарии неодобрительно относятся к введению нового предмета – учить нравственности из-под палки как-то бессмысленно, а потом что входит в эту дисциплину? Что врать и воровать нехорошо – этому учат и литература, и история…. Нравственность и этика - это целый культурный пласт, сонм правил и традиций, которые невозможно преподать ребенку в течение нескольких часов в неделю. Что такое нравственность – вопрос настолько философский и экзистенциальный, что ответ на него вряд ли сможет дать школьный учитель в рамках урока, и предмет сей практически невозможно формализовать. Скорее всего, по мнению авторитетных экспертов, новую дисциплину ждет напрасно потраченное с низкой эффективностью время.