Единый государственный экзамен, споры о котором не утихают до сих пор, скоро может перекочевать из школ в высшие учебные заведения. Такой проект входит в состав программы «Развитие России-2020», заниматься им будет Минобрнауки.
Об этом «Известиям» рассказал один из инициаторов и руководителей проекта ЕГЭ — ректор РУДН Владимир Филиппов. Он пояснил, что сегодняшняя система обучения в вузах не лишена «предвзятости», и чтобы соответствовать мировым стандартам, нужно ввести новую систему сдачи экзаменов.
Похожая практика уже 10 лет существует в вузах, относящихся к Министерству здравоохранения РФ. В медвузах экзамен проводят с помощью специальных компьютерных программ. При этом процесс сдачи экзамена контролируют не сотрудники соответствующего вуза, а представители Минздрава. По словам Филиппова, эти тесты достаточно сложны: чтобы обойтись без «неуда», студент должен заработать хотя бы 70 баллов из 100.
«Есть также пилотные проекты на экономических специальностях РУДН, НИУ ВШЭ и еще нескольких вузах, — добавил Филиппов. — Здесь мы будем проводить ЕГЭ по завершении бакалавриата (окончание 4-го курса) уже в начинающемся учебном году. Далее планируется расширение эксперимента на другие вузы и специальности».
Правда, рабочая группа «студенческого ЕГЭ» еще не решила, должен ли студент сдавать материал за 1–2-й курсы, или только за последние два года обучения.
Вариант ЕГЭ по окончании 4-го курса — не единственный. Другое предложение — взять пример с западных коллег. В некоторых странах финальный экзамен по окончании вуза принимают профессиональные ассоциации (медиков, инженеров, учителей и т.д.). Диплом не дает выпускнику права на профессиональную деятельность, пока он не сдаст экзамен в профессиональной ассоциации.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов поддерживает руководителя РУДН. По его словам, в институтах будет не ЕГЭ, как при выпуске из школы. Вузовский вариант будет называться «Итоговой государственной аттестацией бакалавра».
«Эта аттестация будет объективной и независимой от вуза. Сегодня институт сам проводит госэкзамены. Формально их должна проводить внешняя комиссия. В реальности приглашают одного человека «извне» на должность председателя комиссии, роль которого в том, чтобы подписать дипломы. В такой ситуации у государства нет реального контроля качества образования», - считает Кузьминов.
Новая форма тестирования должна стать дополнением к старой, соглашается глава Профсоюза работников образования и науки Андрей Демидов: «Никто не против объективной системы оценки образования… Но если ЕГЭ полностью заменит устный экзамен, то мы будем против. Этого мы уже натерпелись в школе».