Как разгрызть «гранит науки» с интересом и пользой
24 августа 2011, 15:01 [«Аргументы Недели», Сергей Ефанов ]
Летняя пора уже на исходе, но в большинстве столичных ВУЗов самая «жара» в приемных комиссиях начинается только сейчас. Те абитуриенты, кому не повезло с зачислениями на «бюджетные» места в институты и университеты, с гвалтом ринулись поступать на «внебюджет» в столичные «бренды», такие как МГУ и МПГУ им. Ленина. Но в Москве есть и негосударственные ВУЗы, которые помимо качественного образования могут предложить своим студентам еще и совершенно новый подход к самой системе обучения. Ректор одного из таких ВУЗов – Института Бизнеса и Права Эдвард Абгарян уверен, что главное, чему необходимо научить современного студента - это испытывать постоянную потребность в новых знаниях.
- Современная система российского образования устарела! – начинает с критики ректор ИБПМ. Государственные стандарты, которые разрабатывают чиновники из Министерства образования, идут в отрыве от современных реалий и новых технологий получения знаний.
- В чем же особенность методов обучения именно в вашем ВУЗе, Эдвард Арамович?
- С 1994 года мы применяем систему модульного обучения, которую я «подсмотрел» в Америке, когда читал курсы лекций в Вашингтонском и Колумбийском университетах. С самого момента открытия ИБПМ мы отказались от стандартного учебного плана, в котором подразумевается изучение одной дисциплины в течение года или семестра. Вместо этого мы предложили нашим первым студентам с факультета юриспруденции сначала в течение месяца изучать только гражданского право, после чего, сдав экзамен, перейти к уголовному праву и так далее по списку. И эта модель оправдала себя! - восклицает Эдвард Абгарян. - Восемьдесят часов, рассчитанные на изучение одного предмета, мы предпочитаем давать сразу, - продолжает ректор. - Как известно, свежие знания остаются свежими, если их чаще используешь. А мы на 20 учебных дней по 4 часа в день «окунаем» человека в предмет. Как Вы думаете, сложно ему после этого сдавать экзамен по этой дисциплине?
Неопределенно развожу руками.
- Я Вам отвечу. Э-ле-мен-тарно! Наши студенты, наверное, единственные во всей Москве, у кого голова не болит о сессии в новогодние праздники - они попросту сдают все экзамены в течение семестра”.
- Сдают, но не все, наверное? – интересуюсь.
- Если даже и так, то человеку назначается пересдача. Причем в ИБПМ первые две пересдачи – бесплатные! И если вдруг студент болел или уезжал куда-то, пропустив половину курса, он может оставить дисциплину на следующий семестр и прослушать ее с другой группой. Это индивидуальный подход к образованию, который я исповедую и считаю его более демократичным и правильным. В современном информационном веке учеба не должна быть «ярмом на 5 лет», нужно людям показать, что учиться можно легко с интересом и пользой.
- А как же «грызть гранит науки»? – спрашиваю я у ректора ИБПМ
- Способность «грызть гранит науки» – очень хорошее качество, которое досталось нам от советского образовательного наследия. И в России эта любовь к академическим знаниям и трудолюбие всегда были больше, чем на Западе. В отличие от тех же американцев, наш среднестатистический выпускник имеет гораздо больше знаний в разных областях, чем «узкозаточенные» специалисты в США. Именно поэтому в СССР почти не было безработицы – любой слесарь всегда мог овладеть другой профессией и перейти на новую работу. У нас в ИБПМ сейчас преподают профессора из МГУ и МГИМО, есть и молодые доктора наук – 5 педагогов по юриспруденции, международным отношения, философии, рекламе и математике. А на факультетах международного бизнеса и рекламы у нас проходят такие предметы, как ораторское искусство и логика! Они просто необходимы в публичных профессиях!
- У вас среди студентов подавляющее большинство москвичей. А для регионов у Вас есть какие-то особые условия?
- Дистанционное обучение у нас вообще бесплатное, - победно сообщает мне Эдвард Арамович. - Для студентов-дистанционников мы выкладываем на сайт учебные материалы и лекции, по которым они самостоятельно могут освоить курс. Сессию у них принимают педагоги местных ВУЗов, с которыми у нас заключен договор, а на госэкзамен и защиту диплома ребята приезжают в Москву. После того, как все сдано, дистанционники получают диплом Института Бизнеса и Права.
- Ведется ли в вашем ВУЗе какая-то работа по трудоустройству студентов?
- За 17 лет своего существования ИБПМ выпустил около 2,5 тысяч студентов. И многие из наших бывших студентов сейчас занимают высокие посты в рекламных компаниях, банках, - продолжает Эдвард Абгарян. - Например, Максим Кузьмин, закончивший ВУЗ два года назад. Сегодня он уже директор собственного рекламного агентства «Макс Бизнес-консалтинг». А недавно нам с проректорами в голову пришла одна идея: а, что если устраивать ежегодные встречи всех выпускников ВУЗа, на которых студенты и выпускники ИБПМ будут знакомиться и общаться в неформальной обстановке? В последующем ребята смогли бы помогать друг другу с трудоустройством. Давно же известно, что все важные решения принимаются при неформальном общении.
- Получается своего рода ярмарка вакансий, но только для «своих»?
- Да, получается так. Но, по-моему, взаимопомощь – это прекрасное качество, которое нужно только поощрять в людях. А что касается обучения: в свое время Антон Павлович Чехов точно сказал: «Умный любит учиться, а дурак – учить!». Наверное, он имел ввиду утомительную зубрежку перед экзаменом…