Аргументы Недели → Экономика № 28(62) от 12.07.2007

«КАНАЛЬНАЯ ВОЙНА»

Региональные элиты юга России схлестнулись в борьбе за строительство водных артерий

, 00:00

 На юге России разгорается «канальная война». Региональные элиты почти половины субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, включились в активную борьбу по лоббированию двух конкурирующих проектов строительства новых судоходных каналов – Волго-Дон-2 и канала «Евразия». Поскольку речь идет об инвестициях в десятки миллиардов рублей, «канальная война» обещает быть кровопролитной.

 НАЧАЛОМ «канальной войны» послужили несколько внешне непримечательных событий. В марте помощник Президента РФ Сергей Приходько направил руководителю аппарата правительства, вице-премьеру РФ Сергею Нарышкину письмо за номером А4-4503. В нем сообщалось, что «в ходе российско-казахстанской встречи на высшем уровне Н.А. Назарбаев предложил реализовать проект строительства нового канала от порта Лагань на Каспийском море до порта Азов на Азовском море». Приходько подчеркнул, что «В.В. Путин в принципиальном плане поддержал эту идею и поручил организовать ее оперативную межведомственную проработку».

 Правда, почти одновременно с принципиальным одобрением казахстанской инициативы президент Владимир Путин объявил о целесообразности создания международного консорциума по строительству второй очереди Волго-Донского канала. Это произошло в мае, когда господин Путин обратился  c посланием к Федеральному Собранию РФ. Вероятно, глава государства стремился политически уравновесить мартовскую «канальную» инициативу казахстанского лидера. Однако тем самым был дан сигнал к началу борьбы федеральных и региональных элит РФ за канальные проекты.

 Уже через несколько недель в южных регионах РФ сформировались две группы интересов. Идею о строительстве второй нитки Волго-Дона поддерживают административные и деловые элиты Астраханской и Волгоградской областей. Руководители Ставропольского края, Ростовской области, Калмыкии и Дагестана лоббируют проект канала «Евразия».

 Первое крупное сражение между «волго-донцами» и «евразийцами» состоялось в июне, на XI Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Каждая из сторон попыталась убедить участников форума в предпочтительности строительства именно «своего» канала. На мероприятие прибыл казахстанский президент Назарбаев, он пригрозил Москве, что в случае провала проекта «Евразия» казахская нефть пойдет в Европу через Азербайджан и Иран в обход России. Приверженцы «волго-донской партии» не смогли выставить в Северной столице аналогичной «тяжелой политической артиллерии».

 Экономисты призывают оставить эмоции и подсчитать, какой из проектов выгоднее. «Пропускная способность «Евразии» составит 45 млн. т, у конкурента – 16 млн. тонн. На «Евразии» нужно построить 6 шлюзов, при 18 шлюзах на второй линии Волго-Дона», – говорит директор ростовского Института эффективного управления «Система» Дмитрий Савельев.

 В апреле 2007 г. изучение проблемы рентабельности каналов «Евразия» и «Волго-Дон-2» провели эксперты рабочей группы РАН под руководством академика Н. Лаверова. Чаша академических весов также склонилась в пользу «Евразии».

 Во-первых, она вдвое короче Волго-Дона-2 (700 км против 1500 км). За счет сокращения числа шлюзов грузы по ней будут доставляться втрое быстрее, чем по каналу-конкуренту.

 Во-вторых, существенно сократятся время и стоимость доставки грузов из Азии в порты Азовского и Черного морей. Сейчас их приходится возить через Суэцкий канал. К тому же появится возможность для транспортировки танкерами каспийской нефти в Черное море, а затем в Средиземноморский регион и далее по Дунаю, Майну и Рейну – т.е. в большинство стран Евросоюза.

 Правда, серьезной помехой для строительства «Евразии» может стать техническая неготовность калмыцкого порта Лагань. Работы по его реконструкции заморожены. Порта на Каспии, по сути, не существует, стройка застыла на стадии разработки технологической документации. Это может подорвать позиции сторонников канала «Евразия» в борьбе с «волго-донской партией».

 Но, как говорят, куда ни кинь – всюду клин! Очевидно, что, как только канал будет построен и начнет успешно функционировать, немедленно начнется борьба за контроль над ним со стороны заинтересованных западных держав. Тех, что озабочены сегодня проблемами своей энергетической безопасности. И никто не может предсказать, к каким политическим последствиям на юге России это приведет. Тем более если после 2008 г. у нового руководителя в Кремле станет чуть менее политической воли для защиты национальных интересов страны. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram