Аргументы Недели → Экономика № 27(569) от 13.07.17 13+

Подарки на день рыбака

, 20:01 , Обозреватель отдела Экономика

Девятого июля в России праздновали День рыбака, и представителям этой профессии явно было что отметить. Нынешний год складывается удачно, к 12 июля выловлено 2, 5 млн т различных даров моря, это на 3% лучше, чем в прошлом году. Особенно хорошо пошла стартовавшая на Дальнем Востоке красная путина. К середине июля добыча лосося, которую из-за особенностей подходов этой рыбы сравнивают по чётным и нечётным годам, на 20% превзошла цифры 2015 года. Причём в уловах преобладают ценные нерка и чавыча. В целом всё складывается хорошо, добыча лучше прошлогодней по минтаю, треске и шпроту, из значимых рыб немного отстала пока только килька. И всё же, скорее всего, 2017 г. останется в рыбной истории годом сельди, тут успехи особенно поражают.

Пик улова

В начале июля главные рыбные чиновники страны почти в полном составе отправились в южнокурильскую экспедицию, где с борта флагманского траулера, стоявшего на траверзе острова Шикотан, дали старт уникальной путине. Тут было ради чего лететь за многие тысячи километров, поскольку Россия впервые за четверть века вернулась к промыслу легендарной сардины иваси и тихоокеанской скумбрии. Не то чтобы 25 лет эти рыбы были заброшены и забыты, просто, в начале 1990‑х они внезапно сменили пути миграции, и только сейчас гигантские сайрово-скумбриевые косяки общей массой в миллионы тонн опять начали заходить в наши воды.

Пока уловы относительно скромные, в прошлом году на российский берег привезли 9 тыс. т скумбрии и 7 тыс. т иваси. Но рыбы очень перспективные, уже в 2017 г. по сардинам планируется выйти на 60 тыс. т, по скумбрии – на 130 тысяч. Флотилия собралась приличная, в 2017 г. по сардине будет работать 15 российских судов, по скумбрии – 10, по сайре – 30. В принципе, если всё сложится, эти виды рыбы могут давать до 1 млн т годового улова, то есть даже больше лосося. Это огромная прибавка, более пятой части нынешнего российского рыбного урожая.

И всё-таки самая интересная тема в нынешнем году – сельдь. Не так давно Росрыболовство с помпой объявило: в России возобновился промышленный лов легендарной дальневосточной селёдки. Шутка ли, населению решили вернуть, без преувеличения, самую вкусную в мире олюторскую сельдь. Она уникальна, крупнее и куда полезнее обычной. По какой-то причине эта рыба не менялась миллионы лет, осталась той же, что во времена динозавров. Вкус такой, что любой, кто не понаслышке знаком с этой рыбой, услышав о возобновлении лова, закатывает глаза и мечтательно причмокивает языком. Ещё в советские времена она стала чем-то вроде визитной карточки рыбаков Камчатского края.

Вот что рассказывала знаменитая советская «Книга о вкусной и здоровой пище». «В Кроноцком заливе, вблизи Камчатки, наш рыбный флот ловит жупановскую сельдь. Эта сельдь справедливо считается самой лучшей. Она крупная, её отличает исключительно богатое содержание жира и своеобразный, приятный вкус. Олюторская сельдь (из Олюторского залива) также очень хороша, вкусна и содержит много жира».

Секрет в том, что места эти благодатные. Весной, когда у селёдки период нагула, косяки входят в прибрежные воды, где раскармливаются буквально до безобразия. Рыбы набирают невероятный вес, порой они вдвое-втрое крупнее обычной сельди. Правда, это было давно. Сейчас олюторку днём с огнём не могут найти в продаже не то что жители Челябинска, Перми или Екатеринбурга, её редко видят даже обитатели родного для неё региона – Камчатского края. Добыча была на максимуме очень давно, к началу 1960-х гг. достигала 250 тыс. тонн. В 1962 г. поставили рекорд с сельдяным уловом 268 тыс. тонн. Рыба стала такой популярной, что в ход пошли кошельковые неводы, позволяющие вычерпывать из моря всё, что в нём есть, включая сельдяную молодь. Не будет молоди, некому будет приходить к берегам на следующий год. В результате уже к началу 1970-х гг. рыба в Олюторском заливе просто пропала. Тогда же запасы уникальной рыбы настолько истощились, что лов пришлось резко ограничить и вести в более щадящем режиме. Ситуация медленно выправлялась, но потом об осторожности опять забыли. К 1998 г. вылов вернулся на отметку 152 тыс. тонн.

В результате уникальная рыба опять почти исчезла. В 2005 г. пришлось вводить ещё более строгий запрет на её добычу. Табу на вылов было полным и держалось шесть лет, до 2011 г., когда исследования показали, что запасы относительно восстановились. Тем не менее даже в 2016 г. добыли только 41 тыс. т олюторской селёдки, план на 2017 г. – 60 тыс. тонн.

Кормовая база

Конечно, олюторская сельдь – самая знаменитая, но погоду на этой поляне всё же делает не она. Сельдь в России добывают повсюду – от Мурманска и Волги до Балтики и Каспия. Хотя самый огромный вал даёт Дальний Восток.

В целом, по данным Минсельхоза, общероссийская добыча этой рыбы достигает 470 тыс. т в год. Это примерно восьмая часть улова РФ. При этом внутренний спрос на сельдь в России меньше добычи – около 400 тыс. тонн. В результате экспорт российской сельди в Китай и Южную Корею за последние 10 лет подскочил на 50%. Тем не менее до известных событий наша страна сама ухитрялась импортировать по 120–150 тыс. т селёдки в год. Это было особо обидно, учитывая качество импортной рыбы. Ту сельдь, которая поступает в Россию, можно было назвать разве что только отбросами европейской рыбной промышленности. Ежегодно в Атлантике вылавливают около 900 тыс. т сельди. Лучшая идёт в европейские супермаркеты. Второй-третий сорта, на которые приходится примерно треть европейской сельди, часто пускают на производство кормов. Что оставалось, продавали в РФ.

Ситуация парадоксальная: страна, у которой полно собственной высококачественной сельди, сотнями тысяч тонн закупала чёрт знает что. К счастью, сейчас сельдяной импорт на дне, из ЕС эту рыбу давно вообще не возят, общий поток импортной сельди упал более чем в 10 раз.

Вообще мы могли бы не только себя накормить, но сами завалить мир этой рыбой. Как отмечают учёные, РФ может добывать до 1, 5 млн т в год. Но этому мешают многие рыболовецкие перекосы. Например, из трёх тысяч имеющихся в наличии рыболовецких судов, на вылове сельди в РФ специализируются менее сотни траулеров. Многие сторонятся сельди, потому что работа непростая. Во-первых, на пике лова эта рыба, как назло, прячется под лёд. Для кораблей это чревато авариями. Пример: знаменитая эпопея со спасением застрявших во льдах Охотского моря рефрижератора «Берег надежды», траулера «Мыс Елизаветы» и плавбазы «Содружество». Вышли на вылов сельди, застряли, и всё. Поскольку в ледовую ловушку угодили более 500 человек, пришлось объявлять ЧП федерального масштаба. Людей спас ледокол «Адмирал Макаров», но его услуги обошлись владельцам судов в 200 млн рублей.

Во-вторых, хотя селёдку порой именуют морским серебром, выгода от того, что во Владивостоке называют сельделовлей, скудная. Не зря у капитанов популярны особые тралы, позволяющие забирать относительно дорогую скумбрию без прилова дешёвой сельди. Когда дальневосточные промысловики видят в супермаркетах жестяную 120-граммовую банку солёной селёдки по 70–80 руб., у них глаза лезут на лоб. В голове не укладывается, как это может быть, когда самую высокосортную сельдь на берег отгружают по 25–30 рублей за килограмм.

Значит, на деле содержимое банки стоит менее 10 рублей. Даже если положить в консервы тот самый легендарный деликатес, самую дорогую в мире олюторскую селёдку, всё равно получится менее 30 рублей. Причём это сейчас, когда сельдяные цены высоки, почти на историческом пике. Ещё недавно было гораздо дешевле. Два года назад, когда портовые холодильники Приморья ломились от сельди, её отдавали почти даром. Склады не могли принять всё новые валы прибывающей на берег серебряной рыбы, и она шла по бросовым ценам.

 

Баночная доля

Но времена дешевизны в прошлом. Виной тому – продолжающийся рыбный кризис в Северном море. Три года назад там разразилась беда: начал исчезать планктон, то есть основная пища селёдки. Эксперты грешат на интенсивную подводную добычу углеводородов британцами и норвежцами. Рыбьей еды не стало, поголовье пошло на спад. Кстати, пострадали и другие так называемые пелагические рыбы. Кроме сельди это скумбрия, мойва, путассу и сардины. Одновременно с планктонной катастрофой нагрянула вторая беда – атлантическая треска. Перед выходом в Мировой океан она кормится в водах Шпицбергена и Баренцева моря. Несколько лет назад треска резко расплодилась и начала жрать других рыб, особенно пострадали мойва и путассу, по которым спад добычи превысил 50%.

Есть и другая причина, почему улов сельди в РФ менее 500 тыс. т, а не возможные 1, 5 млн т в год. «На территории собственной страны наша тихоокеанская сельдь не может конкурировать с импортной атлантической! Потому что благодаря задранным, к тому же ежегодно растущим тарифам железных дорог возить селёдку в европейскую часть России невероятно дорого», – объясняет глава крупной рыботорговой компании.

Третья ступень проблемы – перерабатывающие заводы. Сырая сельдь – редкий гость в магазинах. Про знаменитую сельдь в бочках давно забыли. Сейчас 80% этой рыбы в РФ продаётся в солёном, копчёном или консервированном виде. Сырьё обычно берут мороженое, затем в дело вступают переработчики. «Крупные перерабатывающие предприятия работают на хорошем сырье. Но конкуренцию им составляют недобросовестные компании, которые минимизируют издержки за счёт использования отходов переработки и низкосортного сырья», – комментируют ситуацию в Рыбном союзе.

И вот на это размороженное сырьё накручивают безумный процент. По данным экспертов, доля добытчика рыбы в конечной цене магазинной селёдки – менее 10%. Зато переработчики забирают 40%, продавцы – ещё столько же. В результате страдают покупатели. Некогда дешевейшая, вкусная и при этом любимая народом рыба на глазах превращается в дорогой продукт не для всех.

Пора выкарабкиваться из сельдяного кризиса. Первым делом надо разобраться с тарифами на транспортировку дальневосточной рыбы в европейскую часть страны по Транссибу. Потому что ситуация дошла до абсурда. Пару лет назад дальневосточные рыбопромышленники поставили эксперимент. Рыба впервые отправилась в европейскую часть РФ не по железной дороге, а по Северному морскому пути. Оказалось, при нынешних расценках РЖД транспортировка сложным морским маршрутом при обязательном участии ледоколов и то выгоднее. Между прочим, многочисленные рыбные посредники и перекупщики сразу страшно перепугались. Заявили, мол, новый транспортный путь изменит баланс на рыбном рынке. Иными словами, обрушит цены и лишит рыбную мафию сверхприбылей.

Второй момент – особенно важно дальше наращивать улов. Тем более сейчас европейские конкуренты сделали российским рыболовам большой подарок. Последние годы они снижают добычу сельди и этим разгоняют мировые цены. Но в отличие от них у нашей страны нет проблем с запасами. Как нет и недостатка любителей этой замечательной рыбы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram