Несмотря на кризис, население тратит изрядные деньги на музыкальные инструменты. В 2016 г. сограждане не пожалели на них 120 млрд руб., за последний год спрос даже вырос. По идее российские музыкальные фабрики должны купаться в деньгах.
Вместо фортепиано гробы
Когда-то полки музыкальных магазинов ломились от отечественного товара, Россия была одним из крупнейших в мире производителей инструментов. Советская музыкальная промышленность поражала мир размахом. В 1990 г. в РСФСР произвели почти 60 тыс. роялей и фортепиано, 40 тыс. альтов и скрипок, 50 тыс. баянов и аккордеонов и 742 тыс. гитар с балалайками. В целом новыми инструментами за год обеспечили миллион человек.
Тогда ленинградская Фабрика им. Луначарского, бывшая дореволюционная Шрёдер, выпускала неплохие домры, гусли и балалайки, рижская фабрика музинструментов радовала всю страну знаменитыми синтезаторами и ударными. В Чернигове на Фабрике им. Постышева каждый год выпускали по 30 тыс. фортепиано, до 100 тыс. гитар и даже 1,5 тыс. бандур. Тогда все знали шуйские гармони и баяны, куйбышевские гитары.
Увы, сегодня бывшие советские музыкальные фабрики не выпускают и сотой части того объёма. Украинская фабрика в Чернигове делает не фортепиано, а гробы. С другой стороны, шуйский и куйбышевский, ныне самарский, музыкальные заводы живы. Хотя долгое время отечественное музыкальное производство находилось в полнейшем загоне, многие вообще полагали, что по нему пора играть реквием. «В 1990-е наши фабрики были приведены в состояние, несовместимое с жизнью», – говорит начальник отдела экономической деятельности Петербургского завода духовых музыкальных инструментов И. Агаджанова.
Российским инструментальщикам и сейчас приходится несладко. Но понемногу пошёл перелом. Что интересно, раньше остальных обрели второе дыхание фабрики народных инструментов. Скажем, комбинат Фонда им. Чайковского ещё 10 лет назад восстановил выпуск домр и балалаек ручной работы, сейчас продаёт по несколько тысяч таких инструментов в год, и спрос растёт. Хотя балалайки на заказ и стоят от 15 тыс. рублей. Гусли вообще – от 100 тыс. рублей!
Так что песенка нашей музыкальной промышленности далеко не спета. Везёт производителям русских народных инструментов: гусли, домры и балалайки делают только в нашей стране. Производителям других приходится сражаться с иностранцами не на жизнь, а на смерть, порой с летальным исходом. Например, Россия лишилась производства синтезаторов. Оборвалась жизнь легендарного «Поливокса». Его до сих пор используют и российские, и западные исполнители. Между прочим, к середине 1980-х в стране выпускали по 25 тыс. «Поливоксов» в год.
Несладко пришлось и производителям фортепиано. Сейчас выпускают чуть более 3 тыс. пианино в год. До наших дней дожили только два клавишных производства. Это калужская фабрика «Аккорд» и московская «Лира». Почти 20 лет их спасал побочный бизнес. «Если бы мы выпускали только пианино, мы бы не выжили, – рассказывают на «Аккорде». – В 1990-е заводу, без шуток, пришлось зарабатывать на уборке города. Мастера чистили улицы, вывозили мусор, кроме того, «Лира» пробавлялась деревообработкой».
Возрождение под звуки гитары
Пианино стоит дорого, но всё же в последние годы продажи этих инструментов росли. Их вновь начали заказывать отечественные школы. Также начался подъём у российских производителей труб и тромбонов. В Петербурге наращивает обороты Завод духовых музыкальных инструментов. По сути, единственное профильное предприятие России в этой области. «Чтобы выжить, пришлось закрыть производство деревянных духовых инструментов», – рассказывает Агаджанова. На время прекратилось и изготовление саксофонов. Но завод выжил и даже начал активно работать на экспорт. Российские трубы теперь заказывают даже в Японии и Европе.
И всё же фортепиано, трубы и балалайки интересны в основном профессиональным музыкантам или ученикам музшкол. Самый популярный инструмент в российских магазинах, конечно, гитара. По статистике, на шестиструнные в России тратят больше, чем на все остальные инструменты, вместе взятые. Покупают в основном относительно недорогие полупрофессиональные гитары. Казалось бы, отечественные производители должны чувствовать себя на этом рынке как рыбы в море. В России работают с десяток гитарных фабрик: в Петербурге, Ижевске, Кунгуре и Бобровске. Все они заточены под производство недорогих инструментов. Тем не менее спрос на отечественные гитары почти не растёт.
Отечественные гитарные фабрики производят 10–15 тыс. инструментов в год. Главная проблема – их невысокое качество. Российские гитары стоят дёшево, но сделаны из фанеры и шпона. Понятно, звук не тот. Электрогитар, на которые приходится больше половины спроса, отечественные заводы вообще не делают. «Эти инструменты в России изготавливают только вручную – нет и тысячи в год», – рассказывает электрогитарный мастер Александр Шамрай. Зато у нас активно развивается производство гитарных чехлов и струн. По статистике, эти примочки обходятся музыканту примерно во столько же, во сколько сам инструмент. Мы уже сейчас изготавливаем аксессуаров почти на миллиард рублей в год и продолжаем теснить иностранных производителей.
Всё ещё впереди!