Аргументы Недели Иркутск → Экономика № 44(535) от 10.11.16

Деньги китайские — правила прибайкальские

, 08:28

Стратеги рисуют для Иркутской области впечатляющие перспективы: 5 миллионов туристов в год. Правда, чтобы принимать гостей на достойном уровне, нужно будет вложиться в инфраструктуру. Триста миллиардов рублей — цифра немалая. Как привлекать инвесторов и кто реально может «потянуть» большие проекты? В последнее время, говорят, на Приангарье с аппетитом поглядывает состоятельный китайский бизнес. Но далеко не все эксперты туристического рынка считают азиатские инвестиции безусловным благом.

На уровне лидеров двух государств российско-китайские отношения выглядят довольно теплыми, а вот народные настроения пока не столь позитивны. К зачастившим в Прибайкалье азиатским соседям местное население относится настороженно. Атмосферу накаляют сообщения о нелегальных китайских гидах и потребительском отношении туристов к природе.

Недовольство общественности подстегнуло сентябрьское сообщение известного в Иркутской области орнитолога и эколога Виталия Рябцева, который выразил обеспокоенность тем фактом, что китайские бизнесмены покупают турбазы и земельные участки на Байкале, создают сугубо китайскую туристическую инфраструктуру, а этим летом в Хужире появилась первая, весьма вместительная китайская гостиница. «Если дело пойдет так и дальше, скоро китайские туристы будут проживать на Ольхоне только в китайских гостиницах, обслуживаться только китайским персоналом (включая водителей, гидов). А местным жителям останется лишь наблюдать за этим турпотоком со стороны, — предположил ученый. — Как и за процессом деградации природы». После этих слов местное население в соцсетях забунтовало с новой силой.

А в октябре СМИ выдали еще одну прямо-таки шокирующую новость: в рамках пекинской Ярмарки зарубежных инвестиций иркутский туроператор «Гранд Байкал» подписал меморандум о сотрудничестве с китайской компанией «Чжунцзинсинь». Стороны договорились о создании в Байкальском регионе (в районе Байкальска) туристического кластера. Предполагаемый объем вложений — порядка 11 млрд долларов. Обеспечивать его будет пул китайских инвесторов. Эта информация опять расколола общественность на два лагеря. Кто-то посчитал, что любые деньги для региона благо, другие запротестовали: «Что? Продадим Байкал китайцам?!»

Так продавать или не продавать? Пускать чужаков (читай — партнеров) или «не пущать«? Как их в конце концов контролировать? Эти вопросы обсуждались на круглом столе в начале ноября, мероприятие организовал дискуссионный клуб «Губерния». Тема вызвала огромный интерес — не только в туристическом сообществе, но и у представителей администрации Иркутска, заксобрания региона, образовательных учреждений и неравнодушной общественности. Встреча объединила более 50 участников.

Обещать не значит инвестировать

Правда, первый же выступающий, представитель международной правовой группы «Легато» Павел Кузнецов, напомнил собравшимся, что многие российско-китайские договоренности очень часто остаются на уровне меморандума, то есть намерения не перетекают в конкретные действия. Причин тому много, основные — отсутствие у потенциального инвестора понимания российского законодательства, слабая проработка российских проектов и сложности языковой поддержки переговоров. Получается, что вопрос с китайскими инвестициями сильно «раздут». Путь до реальных действий очень длинный. И не только у китайцев.

Иркутская область уже слышала массу обещаний: современные мегацентры супертуризма должны были вырасти и тут и там. Однако по факту регион к светлому туристическому будущему движется очень мелкими шажками. Для того же Байкальска, «замершего» после закрытия БЦБК, предлагалось несколько проектов развития. А что сделано? Вопрос риторический. Инвесторы, российские, китайские, да хоть индийские, приходят туда, где четко видят перспективы, туда, где есть понятные проекты.

От бессистемности к порядку

Четкого понимания преимуществ региона и детально проработанных «долгоиграющих» планов в сфере туризма у Приангарья пока, к сожалению, нет. Как нет и системы принятия крупных инвестиций, широкого и глубокого опыта работы с потенциальными «кооперантами». У всех — властей, бизнеса и населения — кажется, свое (разной степени «туманности») мнение на счет будущего «великого озера великой страны».

«Я слушаю, понимаю, что бизнес что-то готовит, а в региональной стратегии этого ничего нет. Создается впечатление, что каждый сам по себе: власти сами по себе, депутаты сами по себе, бизнес тоже», — возмутилась во время обсуждения за круглым столом депутат Законодательного собрания Иркутской области Анастасия Егорова. Она также отметила, что стратегии развития, которую готовит правительство региона, сейчас не хватает конкретики в отношении действий по отдельным отраслям. Возможно, объединение усилий всех заинтересованных сторон сделало бы документ более предметным.

Однако, по мнению руководителя ИРО «Деловая Россия», председателя делового клуба «Байкальские стратегии» Романа Ищенко, проблема кроется в том, что Россия еще только учится стратегическому планированию, только начинает понимать, как работать с длинными тенденциями и крупными процессами. А в том же Китае уже умеют это делать. Наши потенциальные партнеры смотрят вперед на 100-200 лет, мы — на 5-10.

Утечка через «нелегалов»

Свое мнение во время обсуждения проблем и перспектив развития туризма в регионе также высказала исполнительный директор ассоциации «Байкальская Виза» Татьяна Тененбаум. Ранее она уже представляла коллегам и общественности вариант стратегии развития туризма от лица разработчиков — клуба «Губерния». Тогда Татьяна Тененбаум отметила, а во время ноябрьской встречи еще раз подчеркнула, что туризм — отрасль с хорошим мультипликативным эффектом. «Если представить, что в регион приедет 5 миллионов туристов, и каждый из них потратит хотя бы 1 тысячу долларов (хотя, по статистике Ростуризма, каждый китаец, приезжая в Россию, в среднем тратит 2 тысячи 400 долларов), то получается 350 миллиардов живых денег, принесенных в Иркутскую область. Если разложить их на мультипликативный эффект, это порядка 700-800 миллиардов живых денег, которые смогут дотировать и развивать наш регион», — подсчитала эксперт. Но это, если речь идет о легальном бизнесе.

Однако, по словам Татьяны Тененбаум, несовершенство федерального и регионального законодательства приводит к засилью нелегалов. В результате бюджеты различных уровней недополучают налоги, которые могли бы быть направлены на развитие отрасли. Представитель «Байкальской визы» отметила, что положительный опыт регулирования можно было бы позаимствовать у Татарстана: «В Казани идет четкая сертификация всех, кто работает в сфере туризма. Если кто-то замечен в нелегальной деятельности, ему перекрываются все входы-выходы на уровне всего турсообщества. В Иркутской области тоже должна быть конкретная программа регулирования туристической отрасли».

Другие эксперты рынка довольно часто приводят в пример Таиланд, где законы резко ограничивают возможности иностранцев владеть и заниматься туристическим бизнесом.

Регулирование плюс планирование

Под занавес круглого стола к дискуссии присоединился руководитель компании «ВС-Консалт» Алексей Черкашин. Недавно он принимал участие в конференции «Россия и Китай: партнеры по праву», состоявшейся в Москве на базе МГУ. Алексей Черкашин заверил, что федеральные власти не бездействуют. Но в столице ждут инициативы из регионов, где вопросы и проблемы сотрудничества с Китаем возникают на деле, а не в теории. «Инвестор борется за свои права, принимающая сторона — за свои. От уровня взаимодействия, от того, как мы, принимающая сторона, будем отстаивать свои позиции, зависит результат — благом будут инвестиции или не благом», — подчеркнул Алексей Черкашин.

В любом случае процесс сближения уже запущен, инвесторы из КНР приходят в Россию. Мы близки территориально, у Китая есть свободные деньги. Странно было бы не использовать этот тренд. Как у нас говорят, «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». Похожую мысль озвучил присутствовавший на встрече генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. Раз сотрудничество с Китаем неизбежно, нужно подумать, как сделать его взаимовыгодным, как настроить законы так, чтобы они работали в нашу пользу, но при этом и для китайских партнеров сотрудничество оставалось выгодным.

Что именно нужно сделать? Пока готового рецепта нет — нужно обсуждать. И одной встречей тут не обойтись. Необходима плановая работа.

Подводя итоги конкретно этого круглого стола, председатель клуба «Губерния» Дмитрий Матвеев поблагодарил всех присутствовавших за активность в обсуждении вопроса и предложил объединить усилия: «В регионе действительно есть проблема со стратегией развития. Но давайте прекратим критиковать власть в сложившейся ситуации. Мы уже более 10 лет живем во время политических передряг. Надо объединяться. Хотелось бы обратиться к депутатам заксобрания, которые могут принять активное участие в разработке стратегии. Те территории, за которые они отвечают, которые их выбрали, могли бы представить свои предложения в стратегию, учитывая свои конкурентные преимущества. Иначе, без появления этой стратегии, мы не сможем делать предложения потенциальным инвесторам, и эта говорильня не прекратится».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram