Россия восстановила производство уникальных гигантских карьерных экскаваторов. Машины ошеломляющей стоимостью до 400 млн руб. рассчитаны на 49 лет службы и способны за раз поднять в ковше 20 т грунта.
Где разрез, что угольный, что алмазный, что рудный, там – гусеничный экскаватор-гигант. Такие машины – отличная пара титаническим карьерным самосвалам БелАЗ, способным за раз перевезти от 320 до 450 т породы. В СССР активно развивали передовые горнорудные проекты, поэтому производство экскаваторов грандиозных размеров было поставлено на поток. Выпуск освоили на Уралмаше, где за 40 лет с конвейера сошло 12,5 тыс. суперэкскаваторов. Вторым производителем стал Ижорский завод им. Коробкова.
Сотни этих машин по сей день работают в разрезах Якутии и Южного Кузбасса, отслужив по 30–35 лет при температурах до -50 градусов. Технику пора обновлять, но полтора десятилетия спрос был почти на нуле, заказывали только сменные ковши. К счастью, теперь дело ожило. На Урале освоили выпуск новых моделей ЭКГ-10 и ЭКГ-18 с передовым электроприводом основных механизмов, системой рекуперации энергии и усиленной стрелой. В кабине машиниста система газоочистки космического уровня. Многие технические решения применяют впервые в мире.
Первый такой титан уже приступил к работе на карьере алмазной трубки «Заря» в Якутии. На гигантский рудник «Юбилейный», самую большую кимберлитовую трубку в России, поставлены новые ижорские экскаваторы ЭКГ-15. Не отстают угольщики: Тайбинский разрез в Кемеровской области заказал новые ЭКГ-10. В целом с учётом грядущих заказов производство таких машин вышло на пару десятков штук в год, при этом предприятия рассчитывают в ближайшие два-три года выпустить более сотни титанических экскаваторов.