Темы занятости и профессионального развития молодежи, строительства жилья и инфраструктуры, проблемные вопросы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорог — весь этот перечень актуален для жителей и властей всех российских регионов. Иркутск не исключение. На прошлой неделе столица Приангарья на один день стала площадкой, где специалисты, эксперты и чиновники федерального и местного уровней попытались выработать эффективные рецепты для решения накопившихся проблем. Байкальский дискуссионный клуб теперь, возможно, послужит некой постоянной опорной точкой для создания интеллектуального и управленческого задела.
Первое заседание Байкальского дискуссионного клуба состоялось в Иркутске 20 мая. Идею создания подобной площадки озвучил накануне на встрече с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко руководитель центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев.
«Когда мы встречались с губернатором Иркутской области, то договорились о развитии системы публичного контроля над строительством и ремонтом дорог. Эта тема — важная для территорий, очень много есть возмущений и запросов населения, и деньги немалые выделяются на ремонт и реконструкцию дорог. Но вот как они будут тратиться, вопрос отдельный. Повышение эффективности через развитие, в том числе общественного контроля, мы будем также там обсуждать. В целом по работе регионального отделения ОНФ, по своей работе в Иркутской области в последнее время я вижу, что здесь накопилось большое количество проблем, которые требуют серьезного обсуждения. Раньше подобной площадкой был Байкальский экономический форум, который перестал проводиться в Прибайкалье. Мы же в работу Байкальского дискуссионного клуба планируем внести большую социальную составляющую. Причем на заседании клуба нужно не просто обсудить проблемы теоретически, но и подойти к практическому решению этих проблемных вопросов», — подчеркнул Николай Николаев.
Глава Приангарья идею создания площадки для диалога и озвучивания проблематики региона поддержал. В рамках состоявшегося Байкальского дискуссионного клуба в формате дискуссии обсуждали три ключевые темы: точки «притяжения» Иркутской области и Байкальского региона для молодежи; качество повседневной жизни; инфраструктура и развитие транспортной системы.
В частности, на «молодежной» площадке была затронута судьба одного из крупнейших вузов Приангарья, подвергнувшегося процессу реформирования — МГЛУ ЕАЛИ (бывший ИГЛУ — АН). Присутствовавший на круглом столе начальник отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Денис Пономарев отметил, что федеральный минобр следит за судьбой учреждения и готов приложить все усилия к тому, чтобы не пострадали ни студенты, ни сотрудники. По его словам, в рамках специально созданной при Минобрнауки РФ рабочей группы была достигнута договоренность: ни один преподаватель не должен остаться без работы. Дальнейшее решение о судьбе вуза будет приниматься до начала нового учебного года с учетом мнения субъекта РФ, руководства и коллектива вуза. Таким образом, процесс подготовки специалистов-языковедов в Иркутской области остановлен не будет.
И еще одна интересная новость прозвучала на круглом столе, посвященном молодежи. Речь идет о создании нового крупного вуза под условным названием Восточно-Сибирский транспортный университет. В качестве «материнских» или базовых учреждений называются ИрГУПС, его филиалы, Усть-Кутский институт Сибирского университета водного транспорта и Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА).
На дискуссионной площадке, посвященной развитию транспортной инфраструктуры, прозвучала информация о размере субсидий из федерального бюджета на региональные дороги. В частности в ходе дискуссии была затронута тема наполнения дорожных фондов. Как отмечали выступавшие, эта сфера финансируется далеко не в полном объеме, особенно в сельской местности. Депутат Госдумы РФ Сергей Тен отметил, что сейчас в данном вопросе есть положительные сдвиги: «В 2013 году мы с коллегами внесли поправки в бюджетный кодекс, чтобы средства от акциза и транспортного налога были окрашены и поступали напрямую в дорожные фонды. Три года нам не удавалось дать этим поправкам ход, и только после вмешательства президента они были приняты. Благодаря этому, в частности, Иркутская область получит порядка 1,5 млрд рублей на строительство и реконструкцию дорог. Здесь важен общественный контроль всех этапов строительства, ремонта и реконструкции дорог, эффективного расходования бюджетных средств, в том числе со стороны Общероссийского народного фронта».
В работе круглых столов приняли участие представители федеральных министерств и ведомств: начальник департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Денис Пономарев, директор департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ Михаил Кирсанов, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Денис Филиппов, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Сучков.
Правительство Иркутской области представляли первый заместитель губернатора Иркутской области — председатель правительства Александр Битаров, заместитель председателя правительства Руслан Болотов, министр строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Андрей Капитонов, министр труда и занятости Наталья Воронцова. Среди приглашенных были представители транспортной и дорожной отрасли региона, сферы образования, строительства, представители муниципалитетов.
Организатор Байкальского дискуссионного клуба Николай Николаев отметил, что подобный диалог уже в ближайшее время должен привести к положительному результату в решении проблем региона.
«К сожалению, при разработке федеральных программ не всегда учитывается специфика региона. В частности, это касается программы по переселению из аварийного жилого фонда. В Иркутской области были комсомольские стройки, в результате которых осталось временное жилье, которое до сих пор не оформлено как жилые помещения. Сегодня мы договорились о том, что эти вопросы будут обсуждаться в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ», — сказал Николай Николаев. В целом, по его словам, Байкальский дискуссионный клуб — это уникальная площадка, на которой можно собрать все стороны для общения и решения конкретных проблем региона: «Уникальность этой площадки в том, что собрались действительно все участники этого процесса и все стороны, которые так или иначе в этом задействованы. Также очень важно, что дискуссия проходила в публичном формате, а все рекомендации, которые были выработаны здесь, будут направлены и в профильные федеральные министерства, и губернатору области, и, конечно, активисты ОНФ будут брать на контроль исполнение этих решений».
Представитель ОНФ выразил надежду на то, что и «в следующем году Байкальский дискуссионный клуб не только продолжит свою работу, но и будет развиваться для пользы Иркутской области и всего Прибайкалья». «Я считаю, что Байкальский дискуссионный клуб как мероприятие состоялся, в планах — его проводить на ежегодной основе. Не только Иркутская область, но и вообще все Прибайкалье требует создания такой регулярной площадки, на которой представители общественности, бизнеса и власти общались бы и решали проблемы», — заключил он.
В свою очередь заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис подчеркнул, что работа над этой программой будет разбита на несколько этапов: «Задача, которая перед нами стоит по расселению из аварийного фонда до сентября 2017 года, признанного таковым на 1 января 2012 года, это лишь первый этап. В ближайшее время должны быть приняты решения о том, каким образом она будет финансироваться в дальнейшем».
— В работе круглых столов активное участие принимали члены правительства Иркутской области. Подобный формат общения крайне полезен. Я благодарен представителям ОНФ за то, что они помогают решать те проблемы, которые есть в регионе, — подвел итог обсуждений Александр Битаров.