С начала кризиса стала популярна фраза «не нефтью единой». Тысячи разношёрстных аналитиков наперегонки ринулись раскапывать, на чём ещё может заработать валюту Россия, если с углеводородами настанут полные кранты. Тут оказалось, статей экспорта, которые приносят изрядные деньги, на уровне десятков миллиардов долларов в год, у нас немало. Просто раньше они оставались в глубокой тени громадного нефтяного навеса.
Чем удобряют Штаты
Если разобраться, с пресловутой нефтяной иглой всё не так просто. С одной стороны, серьёзнейший подсад налицо, поскольку с 1992 г. доля углеводородов в экспорте ни разу не опускалась ниже 50%. Более того, если в 2000 г. чёрная статья давала стране примерно половину валютных доходов, к докризисному 2013 г. доля подскочила до 72%.
С другой стороны, нефтяников в России 1,45 млн, работников газовой отрасли – около миллиона. Всего – 2,5 млн человек. Тогда как общее число работающих в 25 раз выше. Как-никак, у нас 76,5 млн трудоспособного населения. Остальным тоже хочется жить, причём по возможности неплохо. Так что самые сильные отрасли, как могут, потихоньку подвигают топливный сектор, в том числе в области экспорта.
Тут налицо заметные, хотя малоизвестные широкой публике достижения. Скажем, за последние 15 лет аграрии нарастили валютную выручку с 4,4 до 19 млрд долл. в год, их общая доля в российском экспорте вымахала вдвое – с 1,9 до 4%. Металлурги на втором месте, они прочно заняли 10-ю часть, с внушительным экспортным доходом более 50 млрд долл. в год, что вполне тянет на торговый оборот не самой мелкой страны. Третьими в экспортном параде идут химики, их доля в 6% экспорта стабильна с 2005 г., зато выручка за последние 15 лет вымахала с 7 до 29 млрд долл. в год.
Почти вся российская экспортная химия – это удобрения. Тут действует правило трёх третей. По статистике, треть химического экспорта дают минеральные, треть – калийные, треть – азотные удобрения. Как подсчитал Росстат, в 2015 г. Россия отправила за границу 19,7 млн т удобрений. Это примерно шесть тысяч железнодорожных составов, по 50 вагонов в каждом. Самое интересное, крупнейший мировой покупатель российских усилителей продуктового роста не КНР, а Бразилия. Второй парадокс, следующий после Бразилии крупнейший покупатель – тоже не близкие нам Соединённые Штаты. Далёкая латиноамериканская страна забирает почти пятую часть нашего экспорта удобрений, тогда как на КНР и Индию приходится только по 7–9%. Причём, если доля Индии в последние годы растёт, у Китая падает, поскольку соседняя страна развивает собственный выпуск удобрений. В Индии своих химических удобрений толком нет, так что бескрайние азиатские поля на берегу Индийского океана возделывают в основном российскими химикатами.
Надо сказать, в части удобрений мировой рынок стал нашим давно и прочно. Ещё с советских времён наша страна была крупнейшим мировым производителем этой продукции. Причём после спада 1990-х гг., уже к 2010 г. РФ превзошла советские объёмы производства. Азотных удобрений теперь выпускают более 7 млн тонн. В год фосфорных – три миллиона тонн, калийных – девять миллионов. Что изменилось радикально, так это внутренний спрос. Если в 1988 г. в сельское хозяйство РСФСР влили 12 млн т удобрений, в 2010 г. внутреннее потребление РФ едва превысило 2 млн тонн. И то неплохо: в 1995 г. оно снижалось до 1 млн тонн.
В общем, удобрения – экспортный бизнес в чистом виде. Мало того, он ориентирован на поставки за рубеж в значительно большей степени, чем, например, нефтегаз. Если по топливу половина продукта остаётся внутри страны, производство удобрений на экспорт сейчас превышает внутреннее потребление почти в 10 раз.
Корма для Сибири
Российский экспорт удобрений – отличный повод для гордости, поскольку в мировых масштабах он велик по любым меркам. Вдобавок дело вдвойне прибыльно, поскольку на мировом рынке последние годы удобрения бешено дорожали. Как подсчитали отраслевые эксперты, с 2012 по 2015 г. долларовые цены на самые популярные аммиачные удобрения подскочили на 50%, карбамид за то же время подорожал вдвое. Причём взрывообразному росту не помешал никакой кризис. Самое сильное увеличение цен пришлось на 2015 г., когда за 12 месяцев в среднем удобрения подорожали на 28%.
Правда, есть нюанс. Без обновления производства сладкая валютная жизнь химзаводов может закончиться. По расчётам экспертов, в запасе не более пяти лет. «Основные российские мощности по производству удобрений построены до 1990-х годов. У этого поколения оборудования эффективность по использованию газа при выпуске аммиака на 25% ниже, чем у лучших мировых компаний», – признаёт гендиректор компании «Еврохим» Д. Стрежнев.
При этом строить новые химзаводы мирового уровня не просто дорого. Это одни из самых капиталоёмких инвестиционных проектов в принципе. Пример в отрасли у всех перед глазами. В 2014 г. в Татарстане вступила в строй первая очередь нового завода «Аммоний» мощностью 717,5 тыс. т аммиака в год. Проект в целом успели завершить ещё до кризиса, тогда он обошёлся в 45 млрд рублей. В 2016 г. приступили к строительству второй очереди аналогичной мощности. При этом затраты подскочили даже не в два – в четыре раза. Теперь перед химиками маячит ошеломляющая сумма в 180–200 миллиардов.
Вторая больная точка отрасли – отношение владельцев предприятий к рабочим. Например, крупнейший производитель удобрений в РФ, химкомпания «Уралкалий» при бешеной прибыльности держит 12 тыс. рабочих в чёрном теле. Зарплаты на химзаводах не просто одни из самых низких в российской промышленности. Они сейчас меньше, чем зарплаты в аналогичных отраслях в Китае! Людям платят жалкие 16–25 тыс. руб. в месяц.
Тут есть о чём задуматься. Прежде всего куда двигается эта индустрия в глобальном плане? Во-первых, как все знают, удобрения повышают урожай. Но и стоят прилично – от 7 до 25 тыс. руб. за тонну. Насколько оправданны расходы? Для начала, если бы не искусственная подкормка растений, человечество давно бы голодало. «Посевных площадей становится меньше, а потребность в продуктах растёт. Например, по подсчётам ООН, чтобы накормить человечество хлебом, нужны 4 миллиарда тонн зерна, что равно урожайности в 4,5 тонны с гектара. Без удобрений это невозможно. Вот почему за последние 50 лет производство удобрений выросло в 10 раз и достигло 160 миллионов тонн», – рассказывает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка В. Гусаков.
Что касается более приземлённых материй, у каждой сельхозкультуры своя экономика. Некоторые растения особенно прожорливы. Например, по данным Росстата, в прошлом году свёклу в РФ удобряли из расчёта 278 кг на гектар. Картошка получала 240 кг, арбузы – 160 килограммов. Тогда как пшеница и лён в среднем довольствовались 40 кг удобрений, корма и вовсе 14 килограммами.
Прежде всего бросается в глаза – цифры сильно недотягивают даже до минимальных норм.Рекомендуемые дозы в десятки раз выше. Взять, например, картошку. Исследования Сельскохозяйственной академии показали: если удобрять картофель из расчёта 20 т на гектар, урожайность подскакивает на 30%. Если количество удобрений удвоить до 40 т, сборы подскочат на 90%, до 220 ц с гектара. Хотя не всё так просто. Если набухать 60 т удобрений на гектар и больше, урожай упадёт.
В общем, агрономы, от которых зависит, сколько и какой подкормки использовать в хозяйстве, не зря едят свой хлеб. В этом деле немало нюансов. В засушливые годы, которые у нас не редкость, приходится применять дорогие калийные удобрения. В спокойные времена – подойдут более доступные фосфорные. Третий вид удобрений – фосфатные – сильно улучшает качество зерна и картошки. Но если перестараться, в продуктах будет переизбыток нитратов.
Порой удобрения творят чудеса. В Сибири, где почвы не очень, за счёт правильной подкормки суперфосфатами удаётся выращивать даже такую экзотику, как мандарины и виноград! В Краснодарском крае преобладают чернозёмы – вроде удобрения не нужны. Но небольшие количества очень полезны. Даже две тонны на га повышают урожай зерна в 1,5 раза. Тут многое зависит от почвы. Как объясняют эксперты, удобрения особенно востребованы на бедных урожаями подзолистых грунтах, у которых тонкий плодородный слой (20–30 см против метра у чернозёма). В средней полосе они – самые распространённые, так что потребность вроде огромная. Но на деле удобрения применяют мало. По сравнению с 1990 г. в среднем по РФ использование упало ровно в пять раз! В России вносят в 4–5 раз меньше удобрений на гектар, чем в Евросоюзе.
Тут непочатый край работы для Минсельхоза. Если грамотно нарастить использование удобрений на селе, продуктивность отрасли вырастет в несколько раз. Что касается химиков – им нужно сосредоточиться на модернизации. По расчётам экспертов, запасов сырья для трёх основных видов удобрений РФ хватит на несколько десятилетий. Но устаревшие мощности постепенно топят отрасль. Тем более деньги есть! Сейчас, когда в карманах владельцев предприятий громко гремят сверхприбыли, возникшие благодаря невероятному росту мировых цен, всё что нужно – найти им правильное применение.