Аргументы Недели → Экономика № 15(506) от 21.04.16

Вечная ценность со скидкой

, 08:52 , Обозреватель отдела Экономика

В 2015 г. Россия отпраздновала бриллиантовую победу. Мы сохранили титул крупнейшего мирового поставщика алмазов, выдали на-гора более четверти мировой добычи – 38 млн карат. Одновременно Минэконом ошарашил другой сногсшибательной новостью. В 2016 г. государство собирается продать почти всю свою долю в крупнейшей мировой алмазной монополии «АЛРОСА». План трудно назвать блестящим.

Бриллиантовая афера

Российские алмазы – это богатство мирового масштаба. Во-первых, у нас самые большие на планете запасы – почти миллиард карат. Из них гарантированно доказанных – более 600 миллионов. Во-вторых, нынешняя добыча камней на уровне 38 млн карат и так крупнейшая в мире. К тому же в стратегических планах подрастить её до 41 млн карат к 2019 году. Для сравнения: второй по величине мировой поставщик – Зимбабве еле выдаёт 17 млн карат в год.

Вроде в алмазном деле России есть чем гордиться. И по запасам, составляющим 60% мировых, и по добыче этих камней мы на первом месте в мире. С тех пор как 70 лет назад открыли богатейшие алмазные россыпи и кимберлитовые трубки Якутии, северные недра неустанно выдают на-гора драгоценный поток. Одна только трубка Удачная приносит до 15 млн карат в год. Трубка Нюрбинская выдаёт более 8 млн карат.

Оказывается, почти вся ценная часть алмазной добычи уходит на экспорт. Значительная доля бриллиантов, сияющих на лучших драгоценностях мира, создана из алмазов российского происхождения. Например, наша страна – основной официальный поставщик камней для крупнейшей ювелирной сети США. Также мы продаём камни знаменитой компании «Тиффани», самой крупной китайской ювелирной корпорации и т.д.

Что касается Российского государства и нашего знаменитого Алмазного фонда, он давно выступает для индустрии не столько копилкой лучших камней, сколько подушкой безопасности. Это отдельная загадочная история. Как объясняют в кулуарах эксперты, по идее, Гохран должен бы выкупать только самые крупные и редкие алмазы. Потому что это очень ликвидный товар, который не дешевеет даже в жесточайшие кризисы. На деле ещё в 2009 г., когда грянула первая волна мирового финансового шквала, Российское государство в лице Минфина внезапно решило помочь индустрии и принялось скупать что ни попадя, забирая практически всю добычу. Возможно, потому, что тогдашний министр финансов А. Кудрин, пока был при делах, много лет бессменно возглавлял наблюдательный совет алмазной монополии «АЛРОСА».

Сейчас населению тем более не до роскоши, в 2015 г. продажи бриллиантовых украшений в России рухнули в рублях на 40%, в пересчёте на доллары – вообще в пять раз (с 3,3 млрд до 700 млн). Средний чек в ювелирных магазинах в 2015 г. упал с 30 до 15 тыс. рублей. Раньше у алмазной индустрии были надежды на Китай, который едва не превратился в мировой бриллиантовый пылесос. Сейчас и он резко сбавил обороты, в 2015 г. КНР сократил закупки алмазов на пятую часть, до 7,6 млн карат. Заодно к дорогим украшениям охладели некогда богатые нефтяные арабские страны.

Так что весь прошлый год мировой спрос на бриллианты хоть как-то держался только на Индии, где население в массе бедное донельзя, но по традиции тратит на драгоценности непомерные суммы. Тем не менее, несмотря на локальное индийское чудо, в целом мировой спрос на драгоценные камни в 2015 г. усох на треть, в результате цены на бриллианты упали почти на 25%.

Грани бизнеса

В общем российскому Гохрану вряд ли удастся в ближайшее время хоть с какой-то выгодой избавиться от накопившихся в закромах гор кудринской алмазной мелочи. Мало того, сейчас у бюджета настолько плохо с деньгами, что в марте 2016 г. без лишней огласки к алмазным аукционам, где разыгрывают самые ценные российские камни весом от 10,6 карата, допустили зарубежных покупателей. Это произошло впервые за последние 12 лет.

Госбюджет в своё время так погорел на алмазной авантюре, что с 2011 по 2015 г. камни в Гохран вообще не закупали. Только в прошлом году государство скрепя сердце вновь выделило на покупку бриллиантов 11 млрд рублей. С особой оговоркой – деньги идут в качестве экстренной поддержки отрасли как контрмера против падающих мировых цен. При этом бриллианты можно брать только у смоленского ограночного завода «Кристалл» (который в нынешний кризис едва не утонул), и только высочайшего качества, после множества экспертиз.

Этим господдержка не ограничилась. Одновременно решили в который раз дать крупного пинка АЛРОСЕ. В начале 2016 г. от неё опять потребовали представить правительству внятную стратегию развития ограночного бизнеса.

К чему стремиться, понятно. Эксперты приводят такой пример. Соседняя Белоруссия, мягко говоря, не имеющая ни единой алмазной шахты, в прошлом году заработала на экспорте бриллиантов 35 млн долларов. Аналогичным образом Израиль за прошлый год поднял на камнях более 3 млрд долл., Швейцария – 2 млрд долл., весь Европейский союз, где с алмазными шахтами тоже негусто, заработал на камнях 15 млрд долларов.

Что Россия? Основной отечественный производитель бриллиантов – смоленский «Кристалл». Вся выручка этого госпредприятия, единственным акционером которого выступает Росимущество, – 12 млрд руб. в год. Даже в лучшие времена это равнялось 400 млн долл., что на фоне успехов мировой ограночной индустрии жалкие гроши.

Пока не грянул кризис,
АЛРОСА прекрасно чувствовала себя в качестве поставщика сырья и совершенно не развивала тонкую обработку. Не счесть, сколько раз в правительстве поднимали этот вопрос. Только воз и ныне там. По статистике, продажа бриллиантов по-прежнему приносит российской алмазной монополии от силы 3% выручки. К тому же дело с огранкой поставлено так плохо, что её стоимость в РФ по сей день в пересчёте на карат в 3–4 раз выше, чем в Индии и Китае.

Ситуацию усугубляет низкая средняя цена российских необработанных камней. Алмазы могут быть слишком мелкие, в камнях встречаются изъяны и задымления. В таком случае стоимость карата резко падает. Если поделить на всю добычу страны, цифра выходит удручающая. К примеру, средний карат из Намибии стоит около 700 долл., из Либерии – под 400 долл., из Сьерра-Леоне – 350 долларов. Даже китайские алмазы, несмотря на мизерную добычу в этой стране, идут по 240 долларов. Тогда как российские камни в среднем котируются невысоко, 70 долл. за карат. Надо сказать, это не худший показатель в мире, скажем, австралийские алмазы берут по 25 долл. за карат, из Конго вообще по 10 долларов.

Но в целом цифры сильно хуже, чем в среднем по алмазодобывающим странам. Вдобавок цены падают, тогда как средняя стоимость добычи алмазов в РФ резко растёт. Легендарная трубка «Мир» в Якутии – один из крупнейших алмазных карьеров в мире, открытый ещё в 1955 г., – истощилась в 2001 году. Для продолжения добычи в 2009 г. пришлось открывать подземный рудник. Вскоре та же судьба ждёт второй наш огромный алмазный рудник – Удачный. Добыча подземным способом – это дорого, себестоимость камней подскакивает в несколько раз. В целом, по плану развития отрасли, в ближайшие 8 лет российская алмазодобывающая промышленность должна вложить в обустройство месторождений более 300 млрд рублей.

Камень преткновения

Вопрос – куда двигаться дальше? Тут мнения резко расходятся. Понятно, что монополия отлично развивает добычу, но совершенно не занимается остальным. Ясно, это надо резко менять. Только кто этим займётся?

Тут главный камень преткновения – кому вообще принадлежат российские алмазные сокровища? Вроде всё просто, такие богатства могут быть только народные, и точка. На деле российские алмазы поделили далеко не самым очевидным способом. Скажем, четверть доли в АЛРОСЕ досталась Якутии. Здесь всё понятно, источник камней в первую очередь – знаменитые якутские кимберлитовые трубки. У нас 11 крупных алмазных шахт и 13 россыпей. Там, где добыча идёт открытым способом, в якутской земле зияют огромные воронки, каждая глубиной более полукилометра и диаметром с крупный посёлок. Так что доля логичная. Ещё 8% в монополии отдали десятку якутских районов-улусов.

При этом у федерального правительства только 44%. Где остальное? Судьба этой доли туманна. Когда-то, в начале 1990‑х. 23% акций раздали трудовым коллективам шахт. Как водится, начальство быстро отжало бумаги у простых работников. В результате почти четверть доли в российских алмазах распылено среди загадочных организаций. Например, известно, что среди владельцев присутствует североамериканский Фонд Оппенгеймера. Также один из возможных собственников – миллиардер Сулейман Керимов, который много раз предлагал государству полностью выкупить у него алмазную монополию.

К чему приводят такие ситуации, известно. Государству обычно достаётся шиш, основные деньги уплывают в офшоры.

Что происходит сейчас? В разгар кризиса за будущее АЛРОСЫ, то есть российской алмазной промышленности, вспыхнула новая война в высших эшелонах власти. Бодаются вечные соперники – Минфин и Минэкономразвития. Минэконом под шумок разговоров об очередной массовой приватизации намерен продать ещё 20% из государственной доли. То есть доля государства в российских алмазных шахтах упадёт ниже четверти. В ответ встал на рога Минфин. Благо алмазные доходы для него всегда были важны, да и государственная логика очевидна. Глупо приватизировать такие компании в момент, когда цены в мире ниже плинтуса, бизнес мало что стоит. Сегодня бюджет выручит на продаже алмазов гроши. Завтра потеряет триллионы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram