Не зря говорят, автопром – самое точное зеркало экономики. В прошлом году в России выпустили 1,21 млн автомобилей. Для сравнения: на историческом пике, в 2012 г., у нас произвели 1,97 млн машин. Спад мощный, потеряли 38%. Но вовсе не катастрофа, ровно такое же производство было в благополучном 2010 году. Конечно, ситуация сейчас тревожная, покупателей мало, заводы работают с перебоями. Тем временем на эту отрасль приходится ни много ни мало десятая часть экономики. Как выкарабкиваться?
Спрос на колёса
Автомобильную индустрию не просто так называют локомотивом. У неё такая тяговая сила, что позавидует самый мощный трактор. Хватит вытащить за собой из любого болота всю остальную экономику. Насколько велики мощности?
Возьмём 2015 г., который выдался очень непростым, продажи легковушек за 12 месяцев рухнули на 26%, грузовиков – на 17%. Под паром в стране стоят мощности, способные выпускать более 3 млн машин в год, но спрос сейчас в два раза ниже. Тем не менее даже в таком тяжёлом году население потратило на покупку новых машин 1,78 трлн рублей. Всего с учётом импорта в РФ продали 1,6 млн автомобилей. При этом 97 тыс. легковушек и 20 тыс. грузовиков отправили на экспорт.
Обороты огромные, но это далеко не все лошадиные силы, скрытые под капотом российского автопрома. Также отрасль двигают выпуск комплектующих и разветвлённые смежные производства. По расчётам экспертов, в целом, со всеми добавочными производствами, оборот отрасли достигает сумасшедших 5 трлн рублей. Эта индустрия даёт работу минимум 1,5 млн человек. То есть каждый двадцатый взрослый житель РФ связан с автопромом.
Вес индустрии понятен. Теперь осмотрим потери и раны, кого, чем и как ударило в кризис. Для начала – показательный факт. Спрос на колёса в РФ упал во всех смыслах. Например, в 2015 г. в России резко снизилась выдача новых водительских прав. Если в 2014 г. права получили 2,46 млн человек, год спустя такими карточками обзавелись только 1,87 млн, то есть спад по правам на четверть. Конечно, здесь сыграли роль ужесточение законов и примерно двукратное подорожание услуг автошкол.
В целом ситуация изменилась резко и неожиданно. Например, китайские автомобили, недавно пугавшие аналитиков безумным ростом продаж в РФ, больше практически не продаются. Ни один не попал даже в 30 популярных в России марок. Зато «Форд», в 2014 г. тонувший и терявший клиентов, теперь взялся за ум и стал чемпионом роста.
Что касается глобального распределения автоденег, две трети выручки досталось десятку заводов-производителей. На первом месте по доходам в РФ «Тойота», продавшая машин на 199 млрд рублей. Хотя японцы остались на коне, за 2015 г. их рублёвый доход в РФ упал на 20%. Ровно на столько же рухнул рублёвый доход АвтоВАЗа. Что интересно, российский завод на первом месте по числу проданных легковушек, но по доходу только пятый. В прошлом году производитель «Лад» заработал 126 млрд рублей.
Вообще в 2015 г. АвтоВАЗ изрядно трясло. С одной стороны, он увеличил экспорт до 50 тыс. машин и рекордными темпами наращивал производство новой модели «Веста», спрос на которую оказался необычайно бурным. С другой стороны, завод получил рекордный убыток – 74 млрд рублей. Одна из причин – альянс с французским «Рено». Тут всплыли интересные факты. Например, по контракту с французами Волжскому заводу приходится закупать в больших объёмах сильно подорожавшие зарубежные комплектующие. В результате в 2015 г. АвтоВАЗ терял по 12 тыс. руб. на каждой машине, собранной на французской платформе. Также по контракту его резко ограничили в правах, запретив экспортировать новые модели в те страны, где аналогичные машины продаёт «Ниссан» или «Рено». То есть, по сути, перекрыли весь мир. Надо было давно пересматривать соглашения, но иностранцы упорствовали. В итоге в марте на ВАЗе слетел президент-швед. Между прочим, за время своего 2,5-летнего пребывания у руля он успел без особого шума сократить на предприятии 35 тыс. рабочих.
Три пути
Вообще в 2015 г. в автопроме никому не было сладко. Показательный факт, за 12 месяцев закрылся каждый десятый автосалон. В 2015 г. все 11 крупных российских автопредприятий останавливали конвейеры и вводили сокращённые графики. Кто по разу, кто по много. Скажем, на Горьковском автозаводе рабочие гуляли почти весь январь, на «Форде» во Всеволожске вынужденные каникулы растянулись на два весенних месяца, завод «Вольво» в Калуге вообще объявил было бессрочные каникулы, но потом одумался.
Круто ударило и по соседям, в марте 2015 г. в Минске остановили конвейер МАЗа, который многие годы работал почти исключительно на российский рынок. В итоге, чтобы хоть как-то помочь предприятию, белорусский вице-премьер А. Калинин отправился в Туркменистан лично договариваться о продаже 550 тягачей. У нас члены правительства на такие подвиги не сподобились. Впрочем, дали 35 млрд руб. помощи КамАЗу, который к тому же крупно выиграл от девальвации рубля. За год завод удвоил экспорт грузовиков, заодно потеснил конкурентов в РФ, захватив половину отечественного грузового рынка.
Так что кто-то в кризис даже выиграл. Конечно, очень многим заводам пришлось замораживать часть линий. Тем не менее все живы, в прошлом году ни одно крупное предприятие не закрылось, не разорилось. Не считая, конечно, громкого ухода американской «Дженерал Моторс», но тут больше не экономики, а политики.
Главное, что ждать дальше? С одной стороны, эксперты дают утешительные прогнозы. В 2016 г. спрос на машины по крайней мере больше не упадёт, останется на уровне прошлого года. С 2017 г. начнётся постепенное восстановление, после чего примерно к 2020 г. выпуск вернётся на рекордные рубежи, достигнутые в 2012 году. Тогда в РФ разошлось почти три миллиона новых легковушек, наша страна была на волосок от того, чтобы стать крупнейшим автомобильным рынком Европы.
С другой стороны, ситуация уже никогда не будет такой, как раньше. В первую очередь сильно и навсегда упадут продажи автомобилей иностранного производства. По прогнозам, в 2016 г. спрос на привозные иномарки рухнет ещё на 20%, до 250 тыс. штук. Одновременно продажи иномарок российского производства превысят 600 тыс., отечественных автомобилей разойдётся 300 тыс. штук. Впервые за последние годы их купят больше, чем привозных машин.
Третий прогноз самый захватывающий. Сейчас в РФ в автопроме огромный избыток производственных мощностей. За последние 10 лет в стране построены предприятия, способные моментально нарастить годовой выпуск до 3 млн легковых машин. При этом в принципе при небольших дополнительных вложениях в РФ можно выпускать до 4,7 млн автомобилей в год. Цифра впечатляющая, сопоставима с годовым выпуском автопрома Германии (5,7 млн штук), близко к производству пятого мирового автопроизводителя Бразилии (3,74 млн штук).
Так что наши машины должны массово пойти на экспорт. Тут за год было много подвижек. Например, 2,5 тыс. новых автомобилей и 12,5 тыс. машино-комплектов из РФ отправятся во Вьетнам. Эта страна очень закрыта для иностранного автопрома, пошлины на ввоз огромные, но для российских автомобилей сделали исключение. Другой пример – АвтоВАЗ, который не только сильно увеличил экспорт на традиционный рынок, в Казахстан, но также впервые начал поставлять кузова в Алжир и Ливан. Пока это первые ласточки, но дальше будет лучше.
Главное, отрасль не думает сворачиваться и помирать. Она адаптируется к трудным временам, чтобы стать сильнее, когда дела наладятся и пойдёт новый бурный рост. Однажды это случится. Даже сейчас мало кто из аналитиков сомневается в долгосрочных перспективах российского автопрома. Давно озвучены такие цифры. Наш авторынок дорастёт до 4,4 млн машин в год и, с огромным отрывом, станет крупнейшим в Европе, четвёртым на планете. Кризис отсрочил этот момент, но точно не отменил.