На фоне общей нерадостной ситуации в экономике, приятный сюрприз преподнесли порты. Оборот грузов, который профессионалы называют перевалкой, неожиданно вырос, и прилично.
Всего у России 66 морских ворот. Неплохо, учитывая, что три года назад было только 58. В прошлом году совместными усилиями порты пропустили через себя 589 млн т грузов. Вроде по четыре с лишним тонны на каждого жителя РФ. Куда столько? На деле цифра невелика. Например, крупнейший грузовой узел Европы – голландский порт Роттердам – за прошлый год принял 36 тыс. судов, на которых прибыли 434 млн т товара. Номер один в мире морских перевозок – порт Шанхай – в 2013 г. перевалил 736 млн тонн.
Но всё впереди. Во-вторых, если посмотреть на другие страны БРИК (кроме КНР), мы выглядим недурно. Скажем, в Бразилии при пятой по величине территории и береговой линии в 7,5 тыс. км – с портами дело плохо. Очередь на разгрузку такая, что вместо обычных 3–4 суток суда стоят на рейдах по месяцу. В Индии, которая всей немалой территорией врезается в океан, при населении в 8,5 раз больше нашего, крупных портов только 12. Кстати, все государственные. Морской грузооборот этой страны – 660 млн т, что немногим выше, чем у России.
Что именно везут? Морские терминалы работают в основном на внешнюю торговлю. Там всё те же герои: нефть, уголь и сталь. По нефти перевалка выросла на 4,6% и достигла 207,5 млн тонн. Иными словами, на чёрное золото пришлось более трети портовой работы. Большинство крупнейших нефтеналивных терминалов расположены на Балтике, на втором месте – Чёрное море. Больше всех тут преуспел государственный порт Приморск в Ленинградской области, который изначально заточен только под перевалку нефти и дизтоплива. Приморск строили как замену крупнейшего советского терминала в Вентспилсе, который оказался на территории Латвии. Следом идёт Новороссийский морской порт с его знаменитой нефтегаванью Шесхарис. Она за год перевалила 37 млн т нефти. Далее в нефтяной гонке с большим отрывом следуют балтийская Усть-Луга и дальневосточный порт Козьмино.
Второе место после чёрного золота в обороте портов занимает уголь. Его перевалили 101 млн т (годовой рост 13,3%). Для сравнения: в прошлом году в РФ добыли 352 млн т угля, значит, за рубеж продажи 29%. Этот товар – основной груз дальневосточных портов (оттуда идёт в КНР). Также сырьевой составляющей добавили такие товары, как удобрения (13 млн т), чёрные металлы (22 млн т), лес (4,4 млн т) и руда (7,4 млн т). Нельзя забывать про особую статью – зерно. В прошлом году РФ экспортировала 23 млн т зерновых. Из них 22 млн т перевалили через порты. Итак, уголёк отобрал шестую часть оборота портов, вместе с нефтью – более половины.