Обычно в кризисы потребление спиртного в России резко растёт. Например, в 1999 г. правительство всячески потакало желанию утопить проблемы в спиртном, поэтому стоимость недорогих крепких напитков тогда негласно заморозили. В результате за год потребление 40-градусных жидкостей подскочило с 20 до 22,5 л на человека в год и поставило мировой рекорд. Впоследствии потребовалось 14 лет, чтобы сбить этот печальный показатель хотя бы на треть. Правда, спрос падал, но запросы росли, в результате в 2013 г. РФ заняла второе место в мире после США по расходам населения на алкоголь. На сей раз кризис пуще прежнего, можно было ожидать очередного резкого обострения народного романа с зелёным змием. К счастью, ничего подобного не случилось.
Сухая победа
Если бы правительство составило список отраслей-передовиков по особо актуальному в наши дни вытеснению импорта, производство спирта, видимо, вышло бы на первые места. С привозным алкоголем в РФ покончено, причём, похоже, надолго. От таких излишеств, как импортное пиво, вообще остались одни воспоминания, в 2015 г. импортная пена схлынула, ввоз упал на 75%, то есть на две трети. Одновременно спрос на привозные виски, коньяк и пр. рухнул на 30–40%. Хотя они и раньше не делали особой погоды на полках. Если брать в литрах, даже в лучшие годы продажи виски были в 22 раза меньше водочных, коньяка – в 15 раз.
Что интересно, государству от этого спада сплошная выгода. Если считать всерьёз, привозной алкоголь даже в лучшие времена приносил казне шерсти клок, зато с российских заводов всегда собирали немало. Скажем, в прошлом году бюджет получил 270 млрд руб. алкогольных акцизов. Из них сборы с импорта дали только 18 млрд руб., то есть меньше 7%. Сразу ясно, кто главный поилец бюджета. Между прочим, с каждой даже самой дешёвой бутылки российской водки федеральная казна получает не менее 80 руб., а продаётся таких бутылок 1,23 млрд штук в год.
Что касается алкогольного ввоза, самый крупный фронт – импорт вина. В 2015 г. он пережил жесточайший контрудар, в целом винный ввоз рухнул в 1,5 раза, и это полностью изменило пейзаж на полках. Скажем, прежний лидер – Франция потеряла половину российского спроса и откатилась с первой на третью позицию. На первом месте теперь Испания, за ней Италия, но и у них приличный отскок назад. Грузия вдвое просела по винным поставкам в Россию, Германия потеряла две трети. Зато удержался спрос на абхазские вина – Абхазия теперь четвёртая по поставкам, обгоняет даже Молдавию с Чили.
Одновременно выпуск российских вин за прошлый год вымахал на четверть, до 400 млн литров. Это в 4,5 раза больше, чем винный поток из Испании, Италии и Франции, вместе взятых. Так что ситуация перевернулась с ног на голову, если в 2014 г. на привозные вина приходилась половина спроса, то теперь – меньше трети (167 из 570 млн литров).
Тут, что называется, в путь! Особенно когда вино действительно своё, а не разлитая из цистерн импортная бурда. Благо с качеством наметился прорыв, в России сейчас активно разбивают новые виноградники, только за 2015 г. их площадь выросла с 89 до 93 тыс. га. Судя по всему, уже в 2016 г. доберёмся до знаковой отметки в 100 тыс. гектаров. Для сравнения: в лучшие времена в СССР было 107 тыс. га виноградников, раскинувшихся на территории 11 советских республик. Тут всё впереди, по плану развития отрасли в 2020 г. в России будет 140 тыс. га виноградных угодий. Отрасль растёт на глазах: в 2015 г. в развитие виноградников вложили внушительные 4 млрд руб., в 2016 г. должны прийти ещё 8–10 миллиардов.
Будем надеяться, со временем вино заметно подвинет менее полезные виды алкоголя. Но пока пейзаж на рынке спиртного по-прежнему окрашен в водочные тона. Особенно если считать не в объёмах разлитого, а в деньгах. Как подсчитал Росстат, в 2015 г. водки продали примерно на 300 млрд руб., тогда как вина только на 60 млрд руб., коньяка – на 35 млрд руб., шампанского – на 20 миллиардов.
Помимо прочего это значит, что жалобы алкогольных королей на горькую судьбу лишены оснований. Хотя в последнее время их стоны заметно усилились. Формально повод есть: по данным Росстата, уже в 2014 г. выпуск водки в России рухнул на 22,5%, пива – на 7%, общие продажи алкоголя просели почти на 8%. И это не в деньгах, а в литрах, то есть пить действительно стали меньше. Примечательный факт: официальный выпуск водки в результате просел до примечательной цифры 666 млн л в год. Между прочим, это почти вдвое меньше, чем разлили в самом весёлом для водочной отрасли 2000 году. В 2015 г. водочный отлив продолжился, хотя не так сильно. Спад производства составил 4%, всего выпустили 639 млн л 40-градусной. Одновременно выпуск ликёров упал на 5%, бренди на четверть.
Хмельной разворот
Даже выпуск пива и тот в 2015 г. рухнул на 8%. При том, что годом ранее уже потерял 9% и сократился до 8,16 млрд литров. Пивным королям в 2015 г. было настолько туго, что пришлось закрыть несколько крупных заводов, построенных во времена безудержного роста. Например, крупнейший мировой производитель пива, компания «Анхайзер», закрыла три пивных предприятия – в Перми, Новочебоксарске и Курске. Той же дорогой двигались конкуренты, скажем, турецкий «Эфес» прекратил выпуск пива в Москве и Ростове-на-Дону, голландский «Хайнекен» перевёл четыре российских пивных предприятия, в том числе в Хабаровске и Иркутске, на выпуск кваса.
Особая тема – пивное сырьё. В 2015 г. привозные солод и хмель стали слишком дорогим удовольствием. По иронии судьбы, западным пивным концернам, которые давно оккупировали наш рынок, поневоле пришлось всерьёз заняться импортозамещением. Каждый выкручивается как знает, например, известный датский пивной концерн принялся развивать громадный солодовый агропроект в Новосибирской области. Теперь иностранцы не нарадуются, поскольку сибирский солод обходится в 7–8 руб. за кг, в то время как импортный стоит 15 руб. и больше. В целом, по оценкам экспертов, за последние два года российское производство солода выросло на треть, до 1,5 млн т в год. При этом потребность пивной отрасли 4,5–5 млн т, к тому же продукт можно поставлять в соседние страны и даже в Европу. Так что будущее иностранных пивоваров в России прозрачно, впереди непаханые поля и огромный простор для развития российского села.
Что в итоге? С одной стороны, давно пора развернуть алкогольный поток из страны за рубеж. Например, мировой рынок водки в 2015 г. дорос до 45 млрд долларов, по нынешнему курсу выходит ошеломляющая сумма – более 3,6 трлн рублей. РФ давно пора всерьёз взяться за голову и развивать водочный экспорт. Наша водка могла бы стать номером один в мире и приносить экономике доход, сравнимый с потоком от экспорта зерна или оружия. Но тут мы десятилетиями хлопали ушами, дошло до того, что продающиеся во всём мире легендарные советские водочные марки почему-то выпускают в Прибалтике. Пока мы экспортируем за рубеж водку на жалкие 22 млн долларов в год, наш водочный экспорт в 10 раз меньше, чем у соседней Польши. Это пора исправлять.
Другая отличная тема – вино. У РФ хватает подходящих земельных угодий, чтобы выйти на очень крупные объёмы выпуска. Потенциально хватит не только вытеснить собственным хорошим вином массовый импорт, а наладить со временем крупные поставки за рубеж. Отличный пример для подражания – Чили, страна, которая вырастила огромную винную индустрию с нуля, после чего волна недорогих чилийских вин прошла по мировым прилавкам и докатилась до Европы, где сильно потеснила испанский и французский товар. Сейчас Чили зарабатывает на экспорте вин более 8 млрд долларов в год.
Хотя главное, конечно, не выпивка. Куда важнее, чтобы народ держался от неё подальше. Времена непростые, нервы, разумеется, у многих на взводе. Тем не менее, как показывает статистика, морально народ не сломался и пьёт всё меньше. В нынешней ситуации позиция самая правильная. В конце концов, сейчас время беречь деньги. Чем лечить рассказами о вреде алкоголя, проще показать, как сильно он бьёт по карману. Вот несколько понятных цифр. По данным Росстата, в 2015 г. граждане РФ потратили на выпивку 1,7 трлн рублей.
Это не просто много, это 14-я часть всех потребительских расходов населения. На спиртное уходит в 2,5 раза больше денег, чем на мясо, вчетверо выше трат на рыбу. Сумма в 35 раз больше расходов населения на хлеб. Что говорить, если на алкоголь спускают больше, чем на одежду или бензин, сумма впятеро выше годовых расходов на мебель. Показательный факт: спиртные расходы населения вдвое превышают траты на лекарства. Ещё проще: если урезать траты на спиртное до нуля, в карманах населения останется сумма, которой хватит, чтобы погасить пятую часть всех взятых гражданами банковских кредитов.