Уходящий 2015 г. выдался непростым, но будет что вспомнить. В истории он останется не потому, что падала нефть и пропали с прилавков турецкие помидоры. Через много лет все нынешние экономические сложности будут выглядеть как полезная встряска и окажутся слабой неровностью на общем графике многолетнего роста российской экономики. Зато не забудутся промышленные, технологические и сельскохозяйственные рекорды, на которые нынешний год был особенно щедрым.
Слава оружия
Жаль, что многие по-настоящему важные достижения известны только узким специалистам и пролетают мимо широкой публики. Например, в 2015 г. в нашей стране построили крупнейший в Европе элеватор, пробурили очередную самую длинную в мире скважину, добыли крупнейший изумруд на 1,3 кг, вывели сорт пшеницы, который может увеличить урожаи вдвое, запустили два десятка спутников и достраивают атомоход нового поколения для нашего единственного в мире атомного ледокольного флота.
Есть чем гордиться и чему удивляться. Но телеканалам привычнее рассказывать про дрязги звёзд или дружбу козла и тигра. Так что в новости дня не попали ни уникальные вихревые станки, выпуск которых начался в декабре 2015 г. в Рязани. Эти станки обещают прорыв в металлообработке. Также ничего не рассказали ни про вал контрактов 2015 г. в области экспорта турбин и ядерных реакторов, ни про поразительные рекорды в области сверхмощных научных лазеров.
Государственное телевидение ухитрилось прохлопать даже первую в истории поставку двух российских спутников в США. В декабре 2015 г. частная компания «Даурия Аэроспейс» заработала несколько миллионов долларов на продаже американцам двух аппаратов «Персей М», предназначенных для помощи в навигации особо крупных транспортных судов. Ранее наш основной конкурент в космосе покупал российские ракетные двигатели, арендовал пуски, но ни разу не приобретал наши спутники.
Пропустили в государственных новостях и сенсационную победу российского оружия. Наши снайперские винтовки нового поколения помогли поставить национальный рекорд по кучности спортивной стрельбы в Австралии и уделали всех на чемпионате ЕС по стрелковому спорту. С ними с первой попытки взяли две золотые медали. Ещё бы, в руках у российской команды были не простые спортивные хлопушки, а сверхдальнобойные снайперские винтовки, которые выпускают в Калужской области. Они бьют не на километр, как обычно, а на 2,5 км, при этом разлёт пуль менее сантиметра. При всех оружейных достижениях британцев, итальянцев и немцев, у европейцев близко нет снайперского оснащения такого уровня.
Вообще поставки оружия всегда были нашей сильной стороной, тут в последние годы мы вышли на второе место в мире и захватили 27% глобального оружейного пирога. Российское оружие покупают 62 страны, это приносит 15,5 млрд долл. в год, то есть даёт половину нашего машиностроительного экспорта. Для сравнения: годовой экспорт древесины в 1,5 раза меньше оружейного, водки – в 150 раз. Достижения 2015 г. особенно выдающиеся. Например, 11 российских предприятий попали в сотню крупнейших поставщиков вооружений в мире. При этом продают не абы что, в том числе в 2015 г. строили подводные лодки для Вьетнама и только что получили огромный заказ на зенитные дивизионы для Индии.
Добурились до Канады
Что касается мирного машиностроения, тут в 2015 г. глаза разбегались от рекордов. Скажем, во Владивостоке открылся крупнейший в России судостроительный комплекс. Завод «Звезда» в городе Большой Камень будет выпускать сверхкрупные детали для кораблей-гигантов, масса каждого элемента корпуса – до 350 тонн. Предприятие способно перемолотить 45 тыс. т высокопрочной стали в год, это разом добавило десятую часть к общей мощности российского судостроения.
Другой прорыв на стыке науки и техники – самый передовой в мире комплекс по выпуску композитных материалов в татарстанской Алабуге. Это то самое углеволокно, без которого нет ни современной авиации, ни космоса. Скажем, корпуса ракетоносителей давно не металлические трубы. По сути, они свиты из тысяч километров сверхпрочной композитной ленты, натянутой на каркас. Потребность в композитах огромная, мировое производство в ближайшие пять лет вырастет со 100 до 240 тыс. т в год. Кстати, стоимость углеволокна выше титана. В РФ до недавнего времени производили от силы 350 т композитов в год (0,4% мирового выпуска). Этого катастрофически не хватало, поэтому открылся новый завод в Алабуге стоимостью 4 млрд рублей. Только на первой линии из трёх мощность 1,7 тыс. т в год.
Порадовал год и другим важнейшим прорывом. Российские предприятия без лишнего шума устроили технологическую революцию в добыче нефтегаза. Две ключевые технологии будущего в этой области – наклонное бурение и гидроразрыв пласта. Без горизонталки не было бы, например, нефтегазовых проектов века на Сахалине. Там стволы скважин загибаются и уходят под морской шельф на многие километры. С 2003 г. на Сахалине появились 9 из 10 самых длинных скважин в мире, при этом поставили мировой рекорд по скорости бурения. В апреле 2015 г. платформа «Орлан» на месторождении Чайво пробурила самую протяжённую в мире скважину О‑14 длиной 13,5 километра.
Государство дало технологического пинка «Газпрому» и иже с ним. Для этого приняли масштабную программу, по которой в ближайшие пять лет в РФ построят 15 флотов гидроразрыва пласта, 90 систем наклонного бурения и 30 буровых платформ для работы на шельфе. Российские предприятия ожили моментально! В частности, Уралмаш разработал передовой привод для огромных буровых платформ и уже сильно потеснил германскую и китайскую технику на российских скважинах. Росбурмаш и вовсе расстарался, в 2015 г. создал первый в мире скважинный зонд для моментального определения драгоценных металлов и урана.
Наука о коровах
В общем российская промышленность не уставала радовать весь год. Самое приятное – поднялся авиапром. В последние три года в России начался долгожданный рост в авиастроении. До этого выпуск гражданских лайнеров десятилетиями топтался на издевательском уровне, их закупали по нескольку штук в год. Например, за весь 2010 г. в РФ выпустили только 12 гражданских самолётов. Теперь как прорвало. Если в 2012 г. авиастроение впервые за многие годы развернуло плечи и перешагнуло планку выпуска в два десятка крылатых машин, то уже в 2013 году Россия произвела 102 гражданских самолёта. В 2014 г. производство сохранили на уровне 95 штук, в том числе выпустили 34 пассажирских лайнера. Точных цифр по 2015 г. пока нет. Но ясно, несмотря ни на что, авиапром встал на крыло и сохраняет высоту. Конечно, авиационная отрасль особая, потерять её так же глупо, как отдать часть территории государства.
Другой пример – автомобильная промышленность, у которой дела, казалось бы, хуже некуда, годовой спад превысил 40%. Но и здесь наметились новые точки роста. Населению пока не до новых машин, на треть упали даже продажи подержанных легковушек. Тем временем накопленные за последние 10 лет огромные мощности автопрома стоят под паром. РФ может выпускать до 4,7 млн автомобилей в год. Цифра впечатляющая, сопоставима с годовым выпуском автопрома Германии (5,7 млн штук), близко к производству пятого мирового автопроизводителя – Бразилии (3,74 млн штук).
Так что наши машины пошли на экспорт. Тут попадаются удивительные новости, например, у британских фермеров пользуется бешеной популярностью наша «Нива». «Прочный и симпатичный автомобильчик с удивительно хорошей управляемостью в условиях бездорожья» – так похвалили эту машину в популярной во всём мире британской телепрограмме об автомобилях.
По прогнозам, в 2015 г. на экспорт пошло не менее 80 тыс. российских легковушек. Пока крупнейшие покупатели – Казахстан, Египет и Азербайджан. Но там сейчас свои нефтяные сложности, сходные с российскими, поэтому поставки падают. Зато в Западной Европе в 2015 г. купили более 15 тыс. российских легковушек, из них 2,5 тыс. поехали в Германию. Кроме того, подросли поставки наших машин в Латинскую Америку и даже в ЮАР. Также недурно отработали по грузовикам и тракторам. Отечественный Ростсельмаш крупно выиграл от падения рубля, теперь его тракторы и комбайны в мире расхватывают как горячие пирожки. Благодаря этому в 2015 г. компания заняла ни много ни мало 17% мирового рынка сельскохозяйственной техники и вошла в пятёрку крупнейших производителей.
На этом фоне грех не вспомнить об успехах российского агропрома. Первое, что стоит знать, в 2015 г. Россия заработала на экспорте продовольствия более 16 млрд долларов. То есть экспорт еды принёс экономике больше, чем поставки оружия. В целом сельскохозяйственные успехи уходящего года так велики, что заслуживают отдельной даже не статьи – книги.
Взять самую горячую тему – производство овощей и свежей зелени. Много лет подряд с этим направлением не ладилось, нашу зелень активно душил дешёвый импорт. Теперь всё отлично, производство овощей вымахало до 15,8 млн тонн. Это без учёта картофеля, которого собрали 32 млн тонн. Томатов, из-за которых сейчас многие сильно беспокоятся, за год вырастили 2,5 млн тонн. Для сравнения: помидорный импорт, который на треть шёл из Турции, – менее 850 тыс. т в год. Так что даже томаты и те у нас теперь в основном свои. Среди других знаковых достижений есть и такое. Россия вышла на второе место в мире по производству муки, мы обеспечили десятую часть мирового помола пшеницы. С мясом всё тоже отлично, выпуск курятины вырос до 4,5 млн т, свинины – 3,5 млн т, говядины – до 2,5 миллиона. По птице наша страна давно начала масштабный экспорт.
Самое потрясающее, на деле сельскохозяйственный выпуск много выше без того немалого официального. Потому что в России 23 млн личных хозяйств плюс 14 млн различных садовых и дачных участков. Помимо прочего всё это – гигантские земельные мощности. По экспертным оценкам, в 2015 г. разнообразные дачные наделы дали дополнительные 2 млн т помидоров, 1,1 млн т огурцов, по миллиону тонн моркови и лука. Вдобавок у населения 90 млн кур, 20 млн свиней и 4 млн коров. По коровам народ лидирует, обгоняя даже крупные агрохолдинги, которые держат только 3,5 млн бурёнок.
Кстати, аграрии активно взялись за науку. В 2015 г. Россия вывела уникальный сорт пшеницы с поразительной урожайностью на уровне 130 центнеров с гектара. Вдобавок сорт морозоустойчивый, отлично приспособлен для наших условий. Другой научный прорыв в агросекторе – новая порода мясного скота, которая оказалась на 20% продуктивнее даже легендарных абердинских коров.
В общем, в десятках отраслей, на тысячах направлений за год было столько интересного, включая мировые сенсации, обо всём не расскажешь. Главное – понимать: тяжёлые времена в экономике время от времени случаются, это неизбежно. Тут нет ни малейшей причины унывать и опускать руки, – наоборот! В нынешней ситуации свои немалые преимущества. Она силой, порой через не хочу правит множество опасных перекосов. Главная цель – воспользоваться моментом и стать сильнее.