Правительство подвело годовые итоги освоения самых северных рубежей. В гонке за Арктику мы опережаем Японию, Южную Корею и КНР, но многое предстоит подтянуть.
В 2015 г. по Северному морскому пути, о котором сейчас столько разговоров, перевезли всего 35 тыс. т грузов. Это равно вместимости одного-единственного крупного транспортного судна. Работа флота на этом направлении пока организована плохо. Реально на провод судов работают только два ледокола, остальные 12 то и дело стоят на обслуживании или в ремонте. Второе упущение, несмотря на давние обещания правительства, побережье российской Арктики до сих пор не оборудовано цепочкой современных транспортных портов.
Зато авиация на Севере в 2015 г. работала куда лучше. За год по воздуху перевезли 4 млн человек, это почти 10% от всех внутренних российских авиаперевозок. Также в города арктического пояса самолётами доставили 40 тыс. т грузов, это 15% воздушных грузоперевозок РФ. Всего в регионах арктического пояса 88 аэродромов и 200 посадочных площадок (правда, 90% грунтовые). В Мурманской области – 41 аэродром, в Чукотском АО – 33, в Ямало-Ненецком округе – 19 авиаплощадок.
Здесь основная цель на ближайший год – восстановление стратегически важного аэродрома Диксон в Красноярском крае. Это единственный аэропорт, соединяющий центр Арктической зоны с Большой землёй. Сейчас его существование поддерживает служба обеспечения одноимённого посёлка, 50 метеорологов и пограничников. Раньше в посёлке было 6 тыс. жителей. К счастью, в бюджете на 2016 г. правительство нашло средства, Диксон будет даже не восстановлен, но создан заново.