Аргументы Недели → Экономика № 46(487) от 3.12.2015

Севастополь: экономика как у гномика

, 08:46

У большинства россиян при упоминании Севастополя сразу же возникают образы города, который благодаря бессмертным подвигам людей покрыл себя неувядающей славой несокрушимого форпоста Черноморского флота. Такое возвышенное представление, конечно, имеет полное право существовать, однако для любых чиновников каждый город является прежде всего средоточием финансовых ресурсов, а Севастополь в этом отношении не исключение. Естественно, потрясти такую сокровенную «копилку» «Аргументам недели – Крым» никогда не суждено, но в прорезь этой кубышки, чтобы узнать, какие экономические брожения там происходят, мы на мгновение заглянули.

Год разрухи

Итоги 2014 г. признаны неудовлетворительными, поскольку с изменением геополитической обстановки произошёл спад практически во всех традиционных отраслях. По причине приостановки железнодорожного сообщения с Украиной севастопольские предприятия потеряли хорошо освоенные рынки сбыта. В частности, вследствие этой акции Балаклавское рудоуправление снизило производство. Переход на российское законодательство потребовал лицензирования и переориентации судостроительных компаний. Упали показатели грузоперевозок из-за длительного простоя порта, произошло сокращение объёмов производства в сельском хозяйстве и строительстве на 50%.

Несмотря на то что уровень заработной платы вырос, стоимость потребительских товаров ощутимо поднялась, что привело к снижению показателей розничной торговли. Более того, введение санкций со стороны стран ЕС оказало влияние на внешнеэкономическую деятельность, вследствие чего была прервана работа международных платёжных систем Visa и MasterCard, а сотрудничество с иностранными фирмами сведено к минимуму, что отразилось и на инвестициях. Блокировались интернет-сервисы, нарушилась банковская система, из города бежали IT-компании.

Фактически превращение Севастополя в субъект Российской Федерации потребовало практически полной перестройки его экономики. Тем не менее если на начало 2015 г. сложившиеся обстоятельства вряд ли вызывали в этом плане радостные настроения, то на данный момент ситуация изменилась и положительные тенденции видны невооружённым глазом, хотя острых вопросов тоже осталось немало.

Кто не влез в СЭЗ?

Очевидно, что важным шагом в этих непростых условиях стало учреждение на территории Крыма и Севастополя Свободной экономической зоны, которая, по идее, благодаря особым льготным условиям должна была создать приятный инвестиционный климат. На данный момент её участниками стали 65 предприятий, а ещё 5 заявок рассматриваются в правительстве города. «Участниками СЭЗ задекларированы 2364 новых рабочих места, которые появятся в Севастополе, со средним уровнем зарплаты 27 тысяч рублей в месяц. Объём задекларированных минимальных капитальных вложений приближается к 3 миллиардам рублей», – сообщил о достигнутых успехах начальник управления по вопросам функционирования экономической зоны Сергей Смирнов.

Все предприятия зарегистрированы в Севастополе, и сфера их деятельности связана с традиционными для города областями, среди которых судостроение, приборостроение, пищевая промышленность, судоремонт и IT-технологии.

Кроме этого участникам СЭЗ была недавно, после переговоров с представителями финансовых учреждений, предоставлена возможность получить банковские кредиты сроком на 5 лет под 10–11% годовых. Вдобавок для оказания поддержки предприятиям, участвующим в СЭЗ, были сформированы Фонд микрозаймов и Фонд гарантий. «Западные санкции отразились в секторе кредитования предприятий в Севастополе. В начале текущего года инвесторы испытывали недостаток в доступных кредитных ресурсах», – сказал Смирнов.

Предоставленные государством льготные условия тем не менее несколько обесцениваются существующими в отношении Крыма и Севастополя санкциями. Опасаясь их, компании из России не спешат воспользоваться тепличными преференциями, поэтому участниками СЭЗ выступают в основном мелкие предприятия, а некоторые «игроки», как производитель глазированного сырка из Московской области, и вовсе идут на риск, ведь за последние месяцы производство молока упало на 2,1%.

Правительство Севастополя в конце октября приняло Государственную программу развития малого и среднего предпринимательства на 2016 год. Она предусматривает выделение средств через Фонд гарантий для 22 человек, через Фонд микрофинансирования поддержку до 1 млн рублей для 28 субъектов предпринимательской деятельности. Кроме этого будет оказана поддержка в погашении затрат некоторых бизнесменов по уплате процентов по кредитам, а также расходов на модернизацию производства и приобретение оборудования. К тому же в планах – оказать информационную поддержку для 4,5 тыс. предпринимателей. «Программой на все мероприятия предусмотрены 62 миллиона рублей из федерального бюджета. Результатом работы программы станет открытие ста новых рабочих мест», – отметил директор департамента промышленности Элимдар Ахтемов.

По статистике, на учёте городского управления Федеральной налоговой службы РФ в Севастополе зарегистрировано более 32 тыс. экономических субъектов, среди них 8,7 тыс. юридических лиц, 14 тыс. индивидуальных предпринимателей, 7 филиалов иностранных организаций.

Бизнес по-севастопольски

С разной степенью успеха складываются экономические отношения в основных для города-героя отраслях. Например, вполне уверенно себя могут чувствовать севастопольские виноделы. В июле, после согласования с руководителями предприятий, правительством Севастополя был утверждён федеральный закон, которым была строго определена территория, где будет производиться вино с защищённым наименованием места происхождения. Для такой маркированной продукции планируется использовать брендовое слово «Севастополь». «Мы должны вести реестр виноградников, создание которого только начинается. Более того, предприятиям необходимо поставить свои виноградники на кадастровый учёт, а сам реестр должен заработать с середины 2016 года», – объясняет ход происходящих изменений в этой отрасли директор департамента промышленности и сельского хозяйства правительства Севастополя Галина Корогодина.

С одобрения губернатора Севастополя Сергея Меняйло в винодельческом секторе выступают за кооперацию предприятий, действующих в этой отрасли. Крупные заводы выступили с инициативой привлечения среднего и малого бизнеса к выполнению сопутствующих работ, в частности изготовления стеклотары, утилизации жмыха, и других видов услуг. «Крупные производства, например Инкерманский завод марочных вин, готовы оказать услуги по выдержке вина мелких производителей», – поясняет Корогодина.

Правительство Севастополя намеревается в будущем году потратить на закладку новых виноградников общей площадью в тысячу гектаров около 50 млн рублей.

Жизнь затеплилась и в сфере судостроения благодаря тому, что Севастопольский морской завод при поддержке Объединённой судостроительной компании (ОСК) с начала 2015 года получил выгодные заказы и выполнил ремонтные мероприятия на нескольких кораблях. К примеру, Севморзавод заключил договор аренды ряда производственных мощностей с филиалом центра судоремонта «Звёздочка» сроком на 49 лет. Помимо этого государственная компания ОСК рассматривает создание в Севастополе мощного судоремонтного и судостроительного комплекса», – поясняет Корогодина.

Положительную динамику констатируют севастопольские чиновники и в рыболовном промысле, что отмечается ростом мелких предприятий, работающих в этой сфере. «Общий объём вылова водных биологических ресурсов за 2014 год в Азово-Черноморском бассейне севастопольскими рыбаками составил 13 655 тонн рыбы. А на 1 октября 2015 года общий объём вылова водных биологических ресурсов составил 25 234 тонны, то есть мы констатируем рост на 85%», – утверждает Корогодина.

Возрос также бизнес-интерес к созданию специализированных ферм по разведению мидий и устриц. В этом году был учреждён участок общей площадью в 36 гектаров в акватории мыса Херсонес, а в планах к концу года сформировать ещё шесть рыбоводческих ареалов в Ласпи, в районе мыса Фиолент и в бухте Мартынова. «Десять местных и иногородних компаний обратились в правительство города за выделением таких участков», – сообщила директор департамента промышленности и сельского хозяйства правительства Севастополя.

Тем не менее было принято решение пересмотреть Государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса города, на реализацию которой было заложено 15 млн рублей, и направить 2,5 млн рублей перераспределённых средств на поддержку начинающих фермеров. Сейчас на эти цели уже были выделены гранты на 7,5 млн рублей для 5 фермеров, которые занимаются разведением пчёл, рыб, виноградарством и ягодным садоводством. До конца года ещё пять человек получат помощь в размере 1,5 млн рублей. На данный момент в Севастополе функционируют 22 фермерских хозяйства.

Между тем правительство Севастополя отказалось от инвестиционного проекта, предполагающего возрождение птицеводческой фабрики, которая находилась в советское время в Байдарской долине. Одной из причин отказа от этой идеи послужило заключение управления экологии, кроме того, некоторые из вкладчиков попросили гарантий у руководства города, где посчитали, что предприятие станет непосильным бременем для местного бюджета. В целом же занятие животноводством в регионе было признано бесперспективным, поскольку для него нет площадей и достаточной кормовой базы, поэтому поставщиками такой продукции будут, как и прежде, личные подсобные хозяйства.

Всерьёз задумались в Севастополе и об исполнении положений федеральной целевой программы, предполагающей создание до 2020 года на территории города площадью 100 гектаров индустриального парка, на который выделено 1,6 млрд рублей. «Мы ищем целостный земельный участок с учётом запланированного федеральной целевой программой финансирования. С тем, чтобы наиболее эффективно использовать федеральные средства», – объявил директор департамента приоритетных проектов развития Дмитрий Абрамов.

Мал золотник

Естественно, лучшим показателем экономической ситуации являются доходы, а грандиозными победами в этом направлении Севастополь похвастаться не может. «В бюджете 2016 года заложены собственные доходы в размере около 8 миллиардов рублей. Из 36 миллиардов, которые правительство города планирует отстоять в министерстве РФ, – это маловато, но мы находимся в лучшем положении, чем Крым, где процент обеспечения собственными доходами ещё ниже», – сравнил председатель постоянной комиссии по бюджету Законодательного собрания Севастополя Вячеслав Аксёнов.

Подтверждает эту неприглядную картину также директор севастопольского департамента финансов Владимир Штоп, который сообщил, что дефицит бюджета города в нынешнем году составит 3,8 млрд рублей. «Общий объём доходов в 2015 году составит 24 миллиарда 791,8 миллиона рублей. В том числе за счёт трансфертов – 17 миллиардов 607 миллионов рублей. Общий объём расходов составит 28 миллиардов 637 миллионов рублей», – объявил он на сессии Законодательного собрания Севастополя в середине октября.

Однако скромные победы всё же есть. По словам Владимира Штопа, город получил около 500 млн рублей дополнительных доходов за неполный год, большая часть которых пошла на приобретение коммунальной техники, ремонт дорог и иные цели. В 2016 г. высказываются прогнозы, что собственные доходы вырастут на миллиард рублей.

Тем не менее депутат Вячеслав Аксёнов выказывает недовольство тем, как происходит сбор данных для формирования бюджета города, а также подвергает сомнению качество некоторых государственных программ, которые стали его ядром. «К сожалению, результаты экспертизы неудовлетворительные. Подавляющее большинство программ требуют корректировки, а несколько программ просто не могут быть приняты как основание для расходов бюджета 2016 года. Прежде всего это программы развития промышленности, сельского хозяйства и другие. Например, программа развития рыбохозяйственного комплекса взята из воздуха, никаких расчётов не произведено», – заявил он.

В любом случае в Севастополе, поскольку регион является дотационным, действуют с оглядкой на Госдуму РФ, где в 20-х числах ноября будет рассматриваться проект федерального бюджета. Поэтому казна города напрямую зависит от того, какой поступит объём межбюджетных трансфертов. В целом же департамент финансов Севастополя запланировал, что расходы в будущем году составят 36 млрд рублей, из которых 7,7 млрд субъект Федерации заработает самостоятельно. Это означает, что бюджет города-героя на 80% дотационный, и если в этой «копилке» что-то звенит, то бряцает оно негромко.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram