Аргументы Недели → Экономика № 28(469) от 30.07.2015

Новое спичечное исчисление

, 08:17 , Обозреватель отдела Экономика

Спички сейчас редко попадают в новости, даже промышленные. Вроде кому они нужны, кроме дачников и походников. Хотя с точки зрения государства по стратегическому значению они как зерно и соль. На спички официально повесили оборонную бирку и даже обязали любые продуктовые магазины, включая самые дорогие, непременно держать их в продаже. Спрашивайте на кассах, отказать не могут. Да и население, чуть случится что-то стихийное, бросается скупать в первую очередь спички. Что происходит в наши дни с этим вроде простым, да не слишком товаром?

Зажигательная индустрия

Россия всегда считалась родиной отличных спичек. По качеству не хуже знаменитых шведских. Хотя на самом деле в Швеции тех самых, описанных ещё Чеховым спичек сегодня не сыщешь днём с огнём. В своё время те, кто при советской власти бывал в США и Европе, признавали: там много всего хорошего. Но правильного чёрного хлеба нет, и спички по сравнению с нашими просто ужасные, бумажные. Правда, сейчас качество большинства магазинных спичек в РФ тоже стало далеко не советское. Вроде на вид коробок такой же, внутри всё то же. Но спичка почему-то часто загорается с третьего-пятого раза, да и горит неважно. Что стряслось?

Начнём с того, что во многих странах спички до сих пор пользуются огромной популярностью. К примеру, в США их раскупают по 500 млрд штук в год, общее мировое производство держится на уровне 6 трлн в год. Правда, в основном за счёт Индии и Китая.

Российские фабрики вносят приличный вклад в мировую зажигательную индустрию. Росстат считает выпуск спичек не в штуках – в условных ящиках. В каждом – в среднем 50 тысяч спичек. По данным ведомства, в 2014 г. российские фабрики выпустили 2,4 млн таких ящиков. Сколько будет в коробках? Вопрос интересный, поскольку в своё время, ещё в 1998 г., фабрики добились принятия нового спичечного ГОСТа  взамен советского. В нём они получили массу послаблений, в том числе право недокладывать товар в коробки. По советскому ГОСТу в стандартный коробок нужно было класть 50 спичек, сейчас достаточно 40.

Выходит, в прошлом году выпустили 2,4 млрд спичечных коробков, если брать по советскому счёту, или три миллиарда – по новому спичечному исчислению. Это по 20 с лишним коробков на каждого жителя страны. Вроде немало, хотя с чем сравнивать. По статистике, до 1990 г. на каждого жителя РСФСР приходилось 75 коробков спичек в год, в середине 2000‑х показатель достигал 30 коробков. В лучшие времена в СССР работали 23 спичечные фабрики, из них 16  – на территории России, три – в Белоруссии, четыре – в Прибалтике.

Производства с головой хватает, чтобы полностью обеспечить спичками отечественных покупателей, вдобавок ежегодно отправлять около 700 млн коробков на экспорт, в основном, в страны СНГ. Кстати, крупнейшие покупатели наших спичек – республики Средней Азии, где со своим лесом проблемы.

Зажигательного товара навалом, но по советским масштабам ерунда. В СССР на мощностях российских и белорусских фабрик спичек выпускали почти в 10 раз больше нынешнего – 22 млн условных ящиков в год. К слову, ещё 10 лет назад спичечное производство в России было втрое выше нынешнего – 8 млн ящиков.

С одной стороны, спад производства огромный. С другой – расстраиваться рано, поскольку две трети бывших советских спичечных фабрик не закрылись, а перепрофилировались в производителей ДСП или мебели. Доской занялись все производители, Балабаново вдобавок освоило выпуск металлических конструкций и даже занялось выпуском комнатных дверей. То есть товар стал и сложнее, и дороже.

Кого недосчитались, так это знаменитых некогда спичечных предприятий «Искра», «Гигант» и «Байкал». «Байкал» особенно жалко, поскольку у него была репутация одного из лучших производителей спичек в СССР. Зато остальные по-прежнему на плаву. Сопоставимые с поздними 1980-ми масштабы выпуска сохранились лишь у Плитспичпрома (бывшая Балабановская фабрика) и череповецкой фабрики ФЭСКО, которая ещё в 2000 г. отпраздновала грандиозное событие – выпуск 25-миллиардного коробка. Также неплохо держатся кировские «Феникс» и «Белка-Фаворит», жива и пензенская «Победа». Но всем производителям приходится крутиться, осваивая новые виды производства.

Три «древа»

Казалось бы, фабрики должны сражаться за покупателей из последних сил. Вместо этого они решили проявить корпоративную солидарность. Ещё в начале 2000‑х производители спичек объединились в грандиозный картель.

Только в середине 2000-х годов Антимонопольная служба удосужилась проверить отрасль. Инспекторы схватились за волосы. Оказалось, в 2005–2007 гг. руководители семи компаний, на долю которых приходится свыше 90% выпуска отечественных спичек, каждые три месяца открыто встречались друг с другом. Не просто так, поболтать. Люди договаривались, кому сколько товара производить, какие ценники ставить. Мало того, картель втянул в свою орбиту белорусских и украинских конкурентов. Самое интересное – разоблачённые заговорщики не понесли ровно никакого наказания. Они написали покаянные письма в Антимонопольную службу, та попросту простила спичечных королей. Только вежливо попросила больше никогда не организовывать картелей.

Может, простили потому, что никто не пострадал. По подсчётам Росстата, с 2000 по 2014 г. отпускные цены на спички в России выросли в пять раз. Это значительно ниже уровня инфляции, накопившегося за те же годы. Для сравнения: электроэнергия за то же время подорожала в 8 раз, газ – в 12 раз, картошка – впятеро. Впрочем, в рознице деревянные зажигательные изделия за то же время подорожали вшестеро-всемеро. Хотя в некоторых регионах цены поднялись гораздо выше. К примеру, так произошло на Дальнем Востоке, где нет своих спичечных фабрик.

Иными словами, спички – по-прежнему один из самых доступных товаров в России. Причём с каждым годом доступность увеличивается. В чём подвох? Тут самое интересное. Новый ГОСТ – главная причина, почему современные спички не чета советским. Кроме права класть на 20% спичек меньше производителям разрешили экономить на химии. Возгорающееся вещество можно наносить только на одну сторону коробка, а не на две. Сам состав пересмотрели в сторону ухудшения. К тому же производителям теперь не обязательно тратиться на цветную печать. Этикетка на коробке может быть как цветной, так и чёрно-белой.

Пока действовал спичечный картель, новый ГОСТ успели принять 10 соседних стран, включая Белоруссию и Украину. Так что по факту качество спичек на постсоветском пространстве теперь одинаковое. Единственным преимуществом оказывается себестоимость, с ней и химичат как могут.

По этому показателю нет равных белорусским производителям. Из-за низких коммунальных платежей их спички на 10–15% дешевле российских. Более того, в своё время три имеющиеся в республике спичечные фабрики выпускали 27% всего деревянного горючего СССР. Эти три древа – Борисовдрев, Пинскдрев и Гомельдрев – работают до сих пор. С мощностями 150 млрд спичек в год они при желании могли бы завалить своим товаром все страны СНГ.

Что интересно, два года назад в Белоруссии разразился крупный спичечный скандал. Государство решило реконструировать Борисовдрев. Бюджет выделил изрядные деньги – 80 млн евро, но их по большей части разворовали. И в итоге за гендиректором Борисовдрева гонялась прокуратура, в марте 2014 г. его арестовали и описали имущество. Одновременно за провал с модернизацией спичечной фабрики сняли с должностей председателя Минского облисполкома и заместителя главы администрации белорусского президента. Так что в соседней стране спички по-прежнему не игрушка, можно сильно обжечься.

При этом, как и в России, в Белоруссии потребление спичек потихоньку падает. Поэтому три местных «древа» крайне заинтересованы в экспорте. А самый лакомый кусок спичечного рынка на постсоветском пространстве сейчас не Россия, а Украина. В этой стране своя спичечная промышленность начала развиваться только в конце 1990-х, да так и не окрепла. Соседняя страна пока обеспечивает себя спичками только на 20%. При этом импорт этого товара из России и Белоруссии в лучшие времена рос на 15–20% в год.

Похоже, в такой ситуации у российских производителей остаётся два выхода. Нужно либо крупно перепрофилироваться, либо масштабно выводить отечественные спички на мировой рынок. В конце концов, почему бы лавры некогда прославленной шведской спички не перехватить спичке русской. Только для этого нужно наконец перестать бодаться за копейки, не играть в ценовые сговоры и крепко задуматься, как резко повысить качество.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram