Казалось, что добавить к экономическому форуму. Речи разобраны на цитаты. В действительности самое интересное осталось за кадром.
Новый премьер
У любого мероприятия такого рода, как главный экономический форум года, есть парадная сторона и настоящая. Одно дело – что говорят с трибун, совсем другое – что чиновники и капитаны корпораций рассказывают друг другу за чашкой чая.
Начнём с ключевых поручений президента. Многие из них ставят членов правительства в тупик, а выполнять надо. Порой получается смешно, как недавно вышло в случае с президентским требованием создать 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. У госаппарата такое огромное количество за столь сжатый срок не вырисовывалось никоим образом. К тому же далеко не всем чиновникам понятно, что такое эти загадочные высокотехнологичные места. И тут кого-то осенило. Без лишнего шума из Минпромторга Росстату спустили указание подкрутить методологию подсчёта. После чего буквально за неделю в России разом прибавилось 19,5 млн тех самых высотехнологичных и глубоко инновационных трудовых мест. Разумеется, главе государства забыли доложить о методах прорывного достижения.
Такую историю в кулуарах поведал член медведевского правительства М. Абызов. Стало быть, президент всё-таки узнал правду, заодно лишний раз удостоверился, насколько скользкими данными его порой снабжает Росстат. Оказавшись в экономическом закулисье, Абызов отпустил немало крепких слов на тему качества работы части системы государственного управления. И тут его благодарным собеседником стал не кто иной, как искушённый аппаратчик, бывший глава Минфина А. Кудрин. Он на пару с Абызовым душевно прошёлся на ту же тему. Разгорячившись, бывший министр даже привёл статистические данные, собранные из личного опыта. «Если вы слышите от кого-то в правительстве важную речь с заявлениями, что мы, мол, сделаем то-то и то-то, можете быть уверены: обещания будут выполнены менее чем на 50%. Таково состояние нашего госуправления», – рассказал глава комитета гражданских инициатив, «забыв» что именно он создавал такое потешное правительство в ранге вице-премьера.
Зато когда система работает – держись. Иные рулевые государственной машины как возьмутся за баранку, сносят всё на своём пути безжалостно и беспощадно. Даже если это противоречит реальным целям их деятельности. Взять, к примеру, антимонопольную службу (ФАС): ухитрилась оштрафовать на 36 млн руб. российский завод, выпускающий почти вымерший вид техники – отечественные стиральные машинки. При этом служба дословно заявила, мол, производитель машинок пользуется конкурентным преимуществом, потому что «предлагает более низкие цены, а также продукцию, более удобную и лёгкую в использовании». В общем, ФАС позавидует любой театр абсурда. Этой дикой, но реальной историей поделился замглавы компании «Аргус-Спектр» М. Левчук.
Другой абсурдный прокол случился в Минобрнауки. В 2013 г. на ведомство спустили сверху госпрограмму «Развитие образования до 2020 года». Процесс пошёл. И тут оказалось – часть работы идёт вхолостую. Потому что, прежде чем кого-то чему-то учить, нелишне знать, сколько в стране детей. Как рассказал высокопоставленный чиновник образовательного ведомства, со статистикой вышел грандиозный прокол, поскольку при подсчёте будущих поколений Росстат обсчитался ни много ни мало на 185 тыс. человек. Каким-то образом он проморгал 68 тыс. детей, родившихся в 2009 г., и ещё 117 тыс. 2010 года рождения. Бюджет про них ничего не ведал.
Потерянные земли
Как развивать сельхоз, когда государство, оказывается, понятия не имеет, сколько у него реально земли? Потому что две трети земельных фондов страны до сих пор не обмерены и не прошли кадастровый учёт. Примерно на 25 млн га вообще неизвестно что творится: они выпали из системы. С официальной точки зрения их вообще нет. Ещё 100 млн га официально вышли из сельхозоборота, но никуда не пришли. Можно сказать, это потерянные государством земли. Иными словами, в России исчезли 150 млн га. Это 150 тыс. кв. км, то есть площадь Туниса и Бангладеш, крупнее Греции и Никарагуа, вчетверо больше Дании, Голландии или Швейцарии. Такой поразительной информацией поделился глава одного из крупнейших агрохолдингов.
Хватало и других захватывающих земельных откровений. Губернатор Еврейской автономной области А. Левинталь рассказал про тёмную сторону нынешнего соевого бума. Эти бобы в России стали бестселлером, в стране идёт соевый взрыв, урожаи растут на 20–30% каждые 12 месяцев, в прошлом году сборы сои вымахали до рекордных в истории 1,8 млн тонн. Всё замечательно, только, по словам А. Левинталя, эта культура «убивает землю, если сажать её два-три года подряд». Поэтому в Азии, где соя особенно популярна, её посадки чередуют с другими растениями, год одно, год другое. У нас ничего похожего. Губернатора приграничной с КНР области особенно беспокоит хозяйственная активность соседей. По его словам, «80% сельхозземли в регионе уже контролируется китайцами, законно, незаконно, разными способами». И почти вся она преобразована под соевые поля.
К слову, многие на форуме говорили, мол, нынешняя бурная дружба с Китаем, конечно, здорово. Но важно не забывать о других возможностях. Скажем, на высшем уровне по какой-то причине никто не рассказывает, как бурно развивается наше присутствие в другом регионе – Латинской Америке. Между тем, как обратил внимание замминистра экономического развития А. Лихачёв, за последние 10 лет российская торговля с этим регионом удвоилась. Сейчас она впятеро больше, чем торговля РФ с Японией. Конечно, хочется закончить не страшилками, а чем-то позитивным. Благо на форуме хватало историй, изрядно поднимающих настроение. Взять, например, популярное сейчас, но абстрактное слово «импортозамещение». Не поймёшь, как это важно, пока, что называется, не понюхаешь на практике.
Вот одна из них. Трудно поверить, но буквально до последнего времени в России не было собственного производства такой банальной вещи, как сетка для овощей. Казалось, давно прошли времена, когда всё везли из-за границы, включая бумажные стаканчики для напитков. Тем не менее последние 25 лет вся сетка, в которую в магазинах упаковывают овощи, у нас была привозная, в основном китайская. Только в мае 2015 г. в Тюменской области открылся первый в РФ завод по выпуску этого нехитрого полиэтиленового изделия. Поражает вот что: на полное обеспечение РФ собственной сеткой хватило предприятия, на котором трудятся 44 человека! К счастью, в последнее время вокруг, как бутоны в весеннем парке, расцветают сотни таких вроде малых, но очень важных подвижек к лучшему.