Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 19(460) от 28.05.2015

Лучшие казнокрады года

, 08:31 , Обозреватель отдела Экономика

Счётная палата высыпала ворох разоблачений. Аудиторы разом тряхнули десятки министерств и федеральных агентств. Как транжирят и расхищают народные средства, узнать всегда интересно. Но тут уникальный случай, картина представлена в особо крупных масштабах.

Пожарные миллиарды

Начнём с головы. То есть с многострадальной Российской академии наук (РАН). Со стороны кажется, что там расхищать? Бюджет РАН на 2014 г. едва дотянул до 4,6 млрд рублей. Пылинка по сравнению с теми суммами, которые контролируют другие госструктуры. Скажем, Минспорт в прошлом году получил 75 млрд руб., Росавиации прилетели 59 млрд руб., Росжелдору перепали 163 млрд рублей. Даже для Рослесхоза в бюджете нашли 32 миллиарда. Выходит, леса для правительства всемеро важнее фундаментальной науки.

Даже при таком тощем финансировании в академической среде не обошлось без вольностей в обращении с казёнными средствами. Оказалось, 12 лет подряд РАН втихую игнорировала президентский указ о стипендиях выдающимся учёным. Конечно, суммы смешные, в 2002 г. государство расщедрилось на 500 руб. месячной доплаты 5 тыс. учёных, также положили по 300 руб. в месяц тысяче представителей перспективной научной молодёжи. С тех пор ни про тех, ни про других не вспоминали, стипендии ни разу не повышались. Тем не менее всё это время средства исправно капали из федерального бюджета, академия их зажимала. С 2002 г. худо-бедно набежало 249 млн стипендиальных рублей, которые растратили на другие нужды.

Научную молодёжь у нас, похоже, вообще держат в чёрном теле. Академия обделила её не только стипендиями, но и жильём. По плану в 2014 г. РАН должна была за государственный счёт обеспечить квартирами 430 семей молодых учёных. Для этого из федерального бюджета выделили средства на возведение двух многоэтажек, одной – в Уральском отделении РАН, другой – в Сибирском. По факту уральский дом сдали на год позже, в Новосибирске строительство даже не начиналось.

Переходим к ведомствам побогаче. Всюду финансовый госпирог режут кто во что горазд, но надо отметить самых находчивых. Например, когда проверка забралась в финансовую чащу, выяснилось, что Рослесхоз мог бы послужить примером для академиков. Он занялся жилищной благотворительностью. Как выяснила Счётная палата, ведомство выделило беспроцентную субсидию одному из своих высокопоставленных сотрудников. Ему дали 6,3 млн руб. на покупку квартиры. При этом закрыли глаза на представленные им подложные документы. Также «зелёное» начальство неплохо погрело руки на лесных пожарах. После череды огненных катастроф в РФ решили воссоздать управление по борьбе с пожарами. С 2013 г. службу активно снабжают новой техникой, тут открылось золотое дно. Как выяснили аудиторы, машины и аппаратуру закупали втридорога. Рослесхоз переплачивал от 36 до 440% реальной цены.

Дорога к богатству

Настоящее веселье началось, когда проверка прошлась по транспортному цеху. Счётная палата наконец-то тряхнула Росавтодор и Росавиацию. Над их руководством висит дамоклов меч в виде федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы до 2020 года».

Начнём с крылатых рекордов. Вообще авиаторам можно позавидовать: на дворе кризис, в большинстве отраслей, где ни копни, продажи упали в среднем в 1,5–2 раза. Сейчас трудно всем – от автопрома до поставщиков одежды. Зато воздушные перевозки в России практически не пострадали. У пяти крупнейших авиакомпаний страны, которыми летают 66,4% пассажиров, спад с начала 2015 г. – ничтожные 1,4%. Это не кризис, так, лёгкий бриз.

Так что планы по развитию отрасли в силе. Помимо прочего до 2020 г. надо перестроить 88 аэродромов, из них 11 международных. Россия закупит 678 новых гражданских лайнеров и 373 учебных самолёта. Кроме того, авиационные вузы должны получить 271 тренажёр для подготовки пилотов. Всё это обойдётся в 422,55 млрд рублей. Только работа движется с трудом. Как выяснила Счётная палата, Росавиация близка к провалу по пяти из шести целевых госпрограмм. В прошлом году должны были завершиться 12 капитальных авиационных строек, но 11 из них до сих пор не закончены. Кроме того, отстали от планов по тренажёрам и учебным машинам. В 2014 г. лётные училища должны были получить 48 тренажёров, на деле пришло только 15. Учебных самолётов поставили 129 вместо плановых 151.

Это больше похоже на раздолбайство, нежели на воровство. Хотя вред от плохой работы тоже может быть грандиозным. Именно так вышло в Росавтодоре, где аудиторы обнаружили 314 дорожных долгостроев, в которых закопано 477 млрд рублей! Это ни много ни мало почти 100 годовых бюджетов Академии наук. Это тридцатая часть годового дохода федеральной казны. Это больше половины годовых сборов в общие бюджеты Сибирского или Уральского федеральных округов.

Вот это масштабы! Кроме давно отработанного механизма по закапыванию сотен миллиардов в щебёнку, вскрылся новый рецепт мощного растранжиривания бюджетных средств. Росавтодор заказывает на стороне разработку документации по дорожным проектам. Оказалось, 445 таких проектов были щедро оплачены и положены под сукно. Проверка 155 таких изысканий показала: реально из них могут пригодиться только три, остальные 152 – деньги, выброшенные на ветер. В общей сложности за бесполезную работу заплачено 1,3 млрд рублей.

Нашли и такую интересную схему обогащения на придорожных темах. В ходе проверки Счётной палаты оказалось, только в Московской области вдоль федеральных дорог стоит 2,5 тыс. незаконных рекламных конструкций. Кто-то платит за размещение этой рекламы по 100–500 тыс. руб. в месяц, всего за год набегает не менее 3 млрд рублей. Куда и кому идут огромные сборы, неизвестно, поскольку официально щитов не существует. Однако без отмашки кого-то из руководства Автодора этой рекламы не было бы.

Вообще главная задача дорожного ведомства на ближайшие пять лет предельно проста. Если сейчас протяжённость федеральных дорог, которые вписываются в нормы качества, только 27 тыс. км, то к 2020 г. их должно стать 46,3 тысячи. На это до 2020 г. из федеральной казны выделено ни много ни мало 3,7 трлн руб., из них 2,684 трлн – на капитальное строительство дорог. С такими невероятными бюджетами и возможностями по их разноплановому освоению Счётной палате стоило бы открыть в Росавтодоре постоянно действующий филиал.

Подарки на юбилей

Если оторваться от занимательного разбора жизни гигантов транспортного строительства, по мелочам удивили Министерства по делам Крыма и Северного Кавказа. Минкавказ вольно распорядился суммой в 599,5 млн рублей. Несмотря на отсутствие отмашки со стороны федерального центра, министерство волевым решением выделило эти деньги Республике Дагестан на празднование 2000-летия Дербента. По сути, без спроса подарило полмиллиарда с гаком.

Что касается свежеобразованного Минкрыма, на первых порах его главной заботой стало обустройство собственных комфорта и уюта. К делу подошли с генеральским размахом, ведомство арендовало для себя помещения площадью 2,8 тыс. кв. метров. В результате в тесноте работать не приходится, на каждого сотрудника вышло по 25 кв. м площади кабинетов. По данным аудиторов, содержание этих министерских хором обходится Минкрыму в 60 тыс. руб. в месяц в пересчёте на каждого (!) сотрудника. Спрашивается, если столько тратят на помещения, сколько платят работникам?

В Крыму сейчас горячая пора, надо всеми силами заманивать на полуостров миллионы российских туристов. За это отдувается Ростуризм, который подгоняют кнутом под названием федеральная целевая программа «Развитие внутреннего туризма до 2018 года».

История тут та же, что с дорогами и аэропортами. В 2014 г. нужно было построить 21 так называемый туристический кластер, то есть крупное скопление гостиниц, баз отдыха и т.д. По факту сдали только 13 объектов, причём 11 из них долгострои, которые тянулись с 2011–2013 годов. Самое обидное, Ростуризм не строит сам, он выделяет деньги регионам, которые представляют самые привлекательные программы. Порой средства приходится возвращать. Например, ещё в 2011 г. Ростовская область получила 28 млн руб. на строительство автотуристической базы. Два года деньги морозили, ничего не сделали, в итоге федеральный центр забрал обратно 24 млн рублей.

В Ростуризме не обошлось без выброшенных на ветер бюджетных миллионов. По данным Счётной палаты, в 2011 г. министерство заказало разработку информационной системы для поддержки отрасли. Всего выделили 150 млн руб., из них потратили 72,5 миллиона. Когда в Ростуризме начали принимать заказ, оказалось, подрядчик сработал ужасно, система никуда не годится. Деньги пришлось списать, сейчас заказана новая программа, уже за 221 млн рублей.

В общем, Счётная палата всегда была источником интересных финансовых фактов. Сколько было историй! Например, как Минсельхоз в своё время спустил деньги села на германские лимузины, а дочерняя компания Минобороны украла 6,5 млрд руб., выделенных на строительство спутников группировки ГЛОНАСС. И это не рекорд, на стройках к саммиту АТЭС украли 16 миллиардов.

Пожалуй, пора вести летописи и рейтинги. Например, «казнокрад года», «лучшая растрата десятилетия» или «самый простой способ украсть государственный миллиард». Можно даже раздавать отличившимся памятные знаки и грамоты. Чиновники могут повесить их в кабинетах, чтобы впечатлить посетителей. Почему нет – что бы ни накопала Счётная палата, обычно дела замалчивают и заматывают. Стандартная фраза в финале любого отчёта «материалы переданы в правительство, Госдуму и прокуратуру». Но практика показывает: посадок очень мало, да и с насиженного тёплого места обычно никто не слетает.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram