Минпромторг принял Стратегию развития металлургии на 2015–2020 годы. Отрасль, которая даёт 4% ВВП, ждёт глобальная перестройка.
Авторы Стратегии приводят интересные цифры по стали. Россия на первом месте в мире по экспорту никеля и алюминия, на втором – по производству алюминия, никеля и титана. Чёрная металлургия даёт 1,4% ВВП страны, около 6% валютных поступлений. На неё приходится 15% всех железнодорожных перевозок, 5,3% потребления электроэнергии, 5,8% – газа. Добавим цветмет, у которого – 2,3% ВВП, почти 4% объёма российского промышленного производства, 3,6% экспорта.
В общем, отрасль немаленькая по любым мировым меркам. У России пятое место в мире по производству стали (после КНР, Японии, США, Индии). По экспорту – четвёртое (перед нами Китай, Япония и Германия). При этом по внутреннему потреблению стали мы на шестом месте в мире. Проблема в том: если внутренний российский спрос на сталь будет расти нынешними темпами, к 2020 г. наша страна станет четвёртым в мире рынком металлов. Поэтому так важно резко нарастить стальное производство – чтобы и экспорт увеличить, и самим хватило.
Цели ясны, с методами сложнее. Главная проблема – ресурсы. «Считается, будто российская металлургия пользуется преимуществом дешёвых энергоносителей. Это давно неправда. С 2009 г. цены на газ для промышленности выросли в 2,5 раза, стоимость железнодорожных перевозок – в два раза. Но стоимость сталей в среднем увеличилась только на 20%», – говорит директор ЦНИИчермет им. Бардина К. Косырев.
У цветной металлургии – особая проблема. Как ни удивительно, в России – дефицит запасов цветных металлов. Не потому, что нет – просто последние 20 лет их не разведывали. Нужно поднимать отрасль. Для этого прежде всего требуются деньги. По плану в 2014–2030 гг. компании вложат в создание новых металлургических мощностей 1,25 трлн. рублей. В результате лицо отрасли изменится до неузнаваемости. Например, по плану Минпромторга, уже в 2016 г. в РФ не останется знаменитых мартеновских печей (в нынешних условиях технология устарела).