Аргументы Недели → Экономика № 48(440) от 18.12.2014

Сладкое завтра

, 17:22 , Обозреватель отдела Экономика

Население привыкло к сладкой жизни. Потребление сладостей в РФ – одно из самых высоких в мире. По прогнозам, в 2014 г. в России слопают шоколадно-мучную гору весом под 3 млн. тонн. Это около 20 кг сладостей на каждого жителя. На нашей кондитерской поляне колосятся 110 млрд. руб. – на такую сумму в 2014 г. в России накупят шоколада, конфет, печенья, тортов и т.д. Правда, цены скоро будут не сладкие.

Шоколадная политика

Рынок сладостей потрясающе консервативен. На нём мало что изменилось за последние сто лет, потому что никакие инновации покупателям сладкого совершенно не нужны. Наоборот, все хотят тот самый вкус, и чтобы всё было натуральное. По статистике, половину сладких продаж в нашей стране обеспечивают шоколад и конфеты, остальное – мучные изделия, прежде всего печенье.

Какую продукцию ни возьми – бал правят традиционные рецепты. Например, состав большинства популярных в России конфет разработан в начале прошлого века. «Мишка косолапый», «Южная ночь» и сливочная помадка появились ещё до революции. Молочные конфеты «Коровка» родом из Белоруссии, их придумали в 1970-х годах. Легендарный торт «Киевский» – советская разработка 1950-х годов. Торт – один из сложнейших в мире, его приготовление занимает двое суток. Правда, настоящий рецепт сейчас почти никто не соблюдает. Торты «Эстерхази» и «Сказка» вовсе уходят корнями в классические рецепты XIX века.

Полвека с лишним назад кондитеры знаменитого ресторана «Прага» подарили стране не только одноимённый торт, но и ГОСТ на популярнейшее «Птичье молоко». Хотя в наши дни настоящее «Птичье» не найти днём с огнём, потому что фабрики экономят на ключевом компоненте – агар-агаре. По рецепту он должен быть натуральный, из водорослей – иначе вкус не тот. Но натуральный агар-агар в дефиците.

К тому же в каждой стране к каким сладостям привыкли с детства, такие и едят. В этом плане мир объединяют разве только шоколадные плитки и торт «Наполеон», который ещё называют «тысяча слоёв». Ирония судьбы: Наполеон действительно покорил планету. Только в виде кремового десерта. Но в целом национальные границы для сладостей – на замке. Например, в Европе понятия не имеют, насколько вкусны российские пастила и зефир. У нас – полюбили восточные лукум, халву и чак-чак, но ничего не слышали про замечательную медовую сладость на основе нуги – туррон, которую десятками тысяч тонн уплетают под Рождество испанцы и итальянцы.

Японцы объедаются вкуснейшими каштановыми конфетами – кинтонами, любят рисовое мороженое, даже жуют засахаренных кальмаров. Германия сходит с ума от чуждых нам имбирных пряников. Там их заодно используют как новогодние игрушки – собирают макеты нарядных пряничных домов.  Французы придумали изысканный десерт крем-брюле, но обожают народные пирожные на основе безе – макарон. Миллиард с лишним индусов равнодушны к шоколадным конфетам, но не мыслят жизни без безумно вкусных соан-папди и разгуллы, которые не похожи ни на одну из наших сладостей.

На родине миндального печенья – в Китае – шоколад тоже не в чести, страна на последних строчках в мире по душевому потреблению сладкого. Это видно из цифр: на КНР приходится 7% мирового выпуска сахара, тогда как Индия даёт 17%, Бразилия – 24%. Десятилетиями снабжавшая нас сахаром Куба сдала: наполовину сократила площади тростниковых плантаций и опустилась с третьего на девятое место в мире. В Евросоюзе сахар тоже сдувается, с 2000 г. выпуск сахара упал на 28%.

Сахарные горы

Россия по сахару – восьмая. Хотя как посмотреть. По сбору сахарной свёклы мы первые на планете, даём на-гора 45 млн. т в год. Дальше с приличным отставанием идут Франция (33 млн. т), США (32 млн. т) и Германия (27 млн. т). Украина только четвёртая с показателем 18 млн. тонн. С другой стороны, основное сырьё для сахара в мире – не свёкла, а тростник. Тут мы в стороне. Бразилия собирает 721 млн. т сахарного тростника, Индия – 360 млн. тонн. В общей сложности из тростника и свёклы выпускают 178 млн. т сахара в год. Наша доля – 4,5 млн. тонн.

Это по 30 кг на каждого жителя страны в год. Учтём тот факт, что потребление сладостей в нашей стране – 18 кг на человека в год, включая мучное. Так что в принципе российской свёклы с громадным запасом хватает, чтобы завалить рафинадом закрома родины. К тому же сахара всё больше, он стал предметом особой сельскохозяйственной гордости. В 2000 г. мы купили за границей 4,55 млн. т сахара-сырца и 467 тыс. т готового рафинада. Иными словами, ввоз сладкого сырья равнялся нынешнему производству. С тех пор посевные площади выросли вдвое, сбор – в 3,5 раза. В результате 14 лет спустя импорт сырца упал в 15 раз – до 299 тыс. тонн. Рафинада завезли в 10 раз меньше прежнего – 45 тыс. тонн. Импорт сохранился не потому, что своего сахара не хватает, просто украинский и белорусский дешевле.

Правда, сахар, на который приходится 25–30% себестоимости шоколадных плиток, – основа, но далеко не единственный компонент продукции сладкой индустрии. Особо важные пункты – какао и орехи. Пойдём по порядку. В каждой 100-граммовой шоколадке от 20 до 85 г какао. В качественном шоколаде – не менее 70%. По данным производителей, на него приходится четверть себестоимости шоколадки.

Тут без импорта никуда. Треть мирового производства какао-бобов – 1,2 из 4,3 млн. т – обеспечивает Кот-д’Ивуар, пятую часть – Индонезия. Российская кондитерская промышленность в прошлом году закупила 190 тыс. т какао-бобов плюс 826 тыс. т готовой массы какао. Между прочим, за последние 14 лет импорт бобов вырос в 2,5 раза, массы – в девять раз. Показатель наглядный: на столько же вырос спрос на шоколадные сладости.

Проблема свалилась откуда не ждали. Вроде и мировой урожай бобов стабильно растёт, с 2000 г. увеличился в 1,5 раза, да и мода на всё здоровое сбивает спрос на сладости. Тем не менее за последние шесть лет цены на какао скакнули ввысь на 86%. В 2014 г. на мировых биржах бобы подорожали ещё на 20%. Добавим к этому полуторакратную девальвацию рубля. Вот почему цены на шоколадные плитки с лета поднялись на 20–30%.

В будущем миру тоже не грозит наступление эры доступного шоколада. По прогнозу крупнейших поставщиков культуры, к 2020 г. мировой спрос на какао превысит производство на 1 млн. т, к 2030 г. расхождение достигнет 2 млн. тонн. Но не стоит принимать слишком близко к сердцу эти пугалки. Такие прогнозы дают аналитики компаний «Марс» и «Нестле» – крупнейших латифундистов на планете, давно скупивших самые большие плантации какао. Корпорации заинтересованы в бурном росте цен, в придачу не раз попадались на картельных сговорах.

Между прочим, в мировом масштабе конфеты и пирожные приносят гораздо больше денег, чем, например, торговля бриллиантами. Судите сами: годовой оборот мировой торговли брилиантами – 12 млрд. долларов. Тогда как один только король международного шоколадного рынка – корпорация «Марс» – за прошлый год заработала 25 млрд. долларов. Её ближайшие конкуренты – компании «Нестле», «Ферреро» и «Крафт Фудс» за счёт сладостей обогатились на 10–15 млрд. долларов. Весь мировой рынок сладкого оценивается в 150 млрд. долл. в год. А 20‑я часть этого особо сладкого пирога приходится на Россию.

Населению на орехи

В любом случае в нашей стране в ближайшее время сладкое будет дорожать. Тем более, как на грех, масла в ценовой огонь добавили орехи. Тут дело не в мировом ценовом заговоре, а в санкциях. Россия закупает орехи в 13 странах, в прошлом году ввезли около 60 тыс. тонн. 36 тыс. т из них поставили страны Евросоюза, ещё 5 тыс. т – США. Эта страна крупно дотирует производство арахиса, выращивает его больше всех в мире.

С лета европейские и североамериканские орешки под запретом. Крупнейшим поставщиком стали Азербайджан, отправивший в РФ 4 тыс. т, и Турция, продавшая нам 2,5 тыс. т орехов. Это не закрыло дыру, возник дефицит. Осенью 2014 г. в среднем стоимость орехов подскочила на 20%, фундук подорожал гораздо сильнее. Кондитерские комбинаты схватились за головы. «Недавно фундук оптом шёл по 200–220 руб. за килограмм, и мы ещё сбивали стоимость. Сейчас поставщики просят 700–800 руб. и не готовы скинуть ни копейки», – рассказывает коммерческий директор крупного предприятия.

Похоже, сладким комбинатам придётся недосыпать орешки. Но скорее на орехи достанется покупателям, ситуацию используют, чтобы ещё сильнее поднять отпускные цены. Какие ограничители? Тут вся надежда на конкуренцию. Шоколадный бизнес очень прибылен, к тому же в последние годы бурно шёл в гору, поэтому в РФ построили немало новых предприятий.

Крупнейшие кондитерские заводы сосредоточены в Ленинградской, Владимирской, Кемеровской, Московской и Белгородской областях. Это сладкие регионы-доноры. С другой стороны, в Татарстане, Башкирии и на Дальнем Востоке почти нет своей кондитерской промышленности. Приходится возить туда сладости.

Кроме того, в масштабах страны идёт давнее сражение между традиционными и пришлыми кондитерами. Например, международная компания «Марс» владеет пятью фабриками. Её заводы выпускают каждую седьмую сладкую плитку в РФ. Швейцарская «Нестле» построила семь предприятий, «Крафт Фудс» – три, включая шоколадные фабрики в Покрове и городе Чудово. Им противостоят заводы старой закалки. «Рот Фронт», «Бабаевский» и «Красный Октябрь» устояли перед натиском зарубежного капитала. Они создали группу «Объединённые кондитеры», которая остаётся крупнейшим производителем сладостей не только в РФ, но и в Европе.

Что в итоге? Похоже, в экономическом плане 2015 год будет не особенно сладким. Хотя на продажах сладостей это не скажется. Наоборот, они могут вырасти.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram