Аргументы Недели → Экономика № 40(432) от 23.10.2014

Щит и меч против санкций – кадры и реиндустриализация

, 18:59

Ещё совсем недавно экономические санкции Запада воспринимались многими как некая «страшилка», рассчитанная на слабонервных простачков. Причём не только досужими обывателями, в перечень добродетелей которых отнюдь не входит знание основ экономики, но и «специалистами», обязанными быть минимально компетентными в силу служебного положения.

Результаты налицо. Положительный фактор – те, кому положено, вроде бы начали ломать голову над выходом из создавшегося положения (хотя надо было задолго до этого делать всё, чтобы в такой ситуации не оказаться). Отрицательный – времени для решительного перелома ситуации в нашу пользу катастрофически мало.

Тем не менее оно есть. Осталось грамотно и предельно собранно его использовать. Каким именно образом – об этом наша сегодняшняя беседа с признанным экспертом, ректором Байкальского государственного университета экономики и права Михаилом ВИНОКУРОВЫМ.

Различайте санкции и «санкции»

– Михаил Алексеевич, как ни прискорбно, но всё предсказанное вами в наших предыдущих публикациях касательно более чем неудовлетворительных управленческих решений в экономике – увы, сбывается…

– К сожалению – да. И как бы там ни было, но данная тенденция пока сохраняется, и велик риск, что сохранится и в ближайшей перспективе, если не будут приняты самые решительные меры.

В конце концов, страшнее всего тот факт, что неуклонное ухудшение в экономике наблюдается уже несколько лет, однако именно наблюдается. Без каких-либо серьёзных и компетентных попыток изменить положение дел в лучшую сторону. И если ранее слово «рецессия» звучало страшновато, но как бы издалека, то теперь, в 2014 году, мы в неё, эту самую рецессию, сваливаемся.

Добавился ещё один «минус», причём, что самое обидное, его попросту ухитрились таким сделать из вполне себе внушительного «плюса». Я имею в виду всплеск политической активности, подъёма патриотических настроений вследствие присоединения Крыма к Российской Федерации. Все события, связанные с этим, затмили, точнее, отодвинули на второй план негативные процессы в нашей и без того не самой сильной экономике.

Затем последовали, собственно, санкции, в ответ на них – наши контрсанкции, что, в свою очередь, ещё больше «разогрело» граждан. Но это ещё далеко не беда. Беда в том, что те, кому «по штату положено», как-то вдруг не стали различать санкции и «санкции». То есть, прямо говоря, ушлые чиновники увидели в шагах Запада… прекрасный предлог для оправдания своей собственной некомпетентности и вопиющей безграмотности. Да-да! Именно так! Увидели и тут же начали эксплуатировать упомянутые санкции в своих личных, разумеется, не лишённых корысти целях. Как из рога изобилия посыпались заявления, а чего вы хотите, дорогие? И падение производства, и бесконечные повышения цен на всё и вся – это следствие санкций, недружественных действий проклятой заграницы. Что мы-то, бедные чиновники, можем поделать против этих зарубежных страшных «монстров»?

– Но ведь это – особенно в части постоянного повышения цен – вовсе не так…

– Более чем «не так»! Это совсем не так, и к действительности данные стенания и крокодиловы слёзы, проливаемые чиновниками, не имеют ни малейшего отношения…

Привет от гайдаровской либерализации

– А что имеет?

– Экономические неурядицы, суть следствие, конечно же, вышеупомянутой некомпетентности чиновничьего аппарата, экономического блока правительства, отсутствия желания проводить хоть какие-то действительно необходимые реформы, однако под постоянные разглагольствования про таковые.

Долго это продолжаться не может. Мы фактически оказались в тупике. Экономическом тупике. Выход из него только один – комплексная, особо подчеркну – именно комплексная экономическая реформа, совершенствование методов управления на фундаменте значительного разбюрокрачивания страны и усиления роли закона. Бесконечные мантры, транслируемые всеми средствами массовой информации, всем надоели, и все – даже самые старенькие бабушки на лавочках у подъездов – понимают: слабоподготовленные менеджеры не способны что-либо изменить к лучшему.

Чтобы твёрдо уяснить суть комплексной реформы, необходимо тщательно и взвешенно проанализировать всё произошедшее.

Чего греха таить, в первое десятилетие ХХI века нам несказанно везло. Цены на энергоносители росли регулярно и заметно чуть ли не пятнадцать лет подряд. Это позволяло наращивать доходы бюджета, решать в какой-то мере социальные проблемы, укреплять и совершенствовать обороноспособность и безопасность страны. Определённые средства вливались и во благо экономики.

Естественно, растущие – а они были именно таковыми, разница только в пропорциях – доходы населения служили, что называется, «драйвером» более-менее пристойной экономической активности, особенно в потребительском секторе, поскольку худо-бедно, но покупательная способность населения росла (самый простой пример – рост покупок автомобилей).

На этом относительно благостном фоне правительству вроде бы и не надо было проводить активную экономическую политику. Рост и так был – без сколь-либо серьёзного воздействия со стороны кабинета министров и так далее. Пусть и небольшой –3–5% в год (а случалось, и 6–7%), но ведь был! Для слабенького правительства это считалось прекрасным показателем…

Между тем при такой конъюнктуре, которая бывает чрезвычайно редко, наращивать темпы роста следует минимум в два раза быстрее, то есть реально приличными показателями должны были считаться 12–14% прироста. Это было вполне по силам, а кроме того, упускался из внимания тот фактор, что базовый уровень, от которого вели отсчёт, был (и, увы, есть сейчас) крайне низким…

Но мы благополучно проспали благодатное десятилетие…

К 2011–2012 годам резервы роста экономики исключительно за счёт увеличения цен на нефть, исчерпались. Цена барреля зафиксировалась на максимальном уровне, но и расходы у нас были разогнаны по максимуму. Ну хотя бы здесь-то и опомниться нашему правительству, ан нет – с ходу влетели в тупик. Пирамида начала рушиться. Не стало обильного притока под всё более возрастающие траты. Разумеется, темпы роста тут же рухнули, само собой, спекулятивный капитал, почуяв запах жареного, исчез с рынка, а капитал – и в тучные годы склонный к утечке за рубеж, – не видя никаких особых перспектив, увеличил скорость и объёмы оттока.

Всё вышеперечисленное – исключительно серьёзно. Однако, похоже (и очень похоже), что вся без исключения серьёзность положения до конца не осознана. Надо менять парадигму развития. И чем быстрее – тем лучше, ибо время безвозвратно уходит…

«Менеджеры» – вредители?

– Минуточку, а как же любимая и лелеемая многими видными экономистами, до сих пор исправно об этом рассуждающими «невидимая рука рынка», которая всё расставит по своим местам?

– Да-да, уж четверть века, как уповаем на упомянутую руку, а она как-то вот не очень… Если без стёба, мне кажется, что весьма высокая живучесть данной либеральной идеи на нашей российской почве объясняется её внешней привлекательностью, воспринятой у нас слишком буквально: ничего делать не надо. Не надо напрягаться. Более того, напрягаться, или попросту трудиться, думать даже вредно, вот как! Всё само, как по волшебству!

Итог этих заблуждений – а то, что это не более чем заблуждения, было видно и понятно ещё тогда, в начале девяностых – плачевен. Страну, экономику опутали абсолютно бездарные управленцы, вопиюще бездарные, надутые порочной философией «рынок всё решит». Квалифицированные кадры подлинных управленцев к настоящему времени фактически вычищены из всех звеньев, со всех уровней. У нас, замечу с горечью, гораздо раньше Украины произвели люстрацию кадров, крикнув «геть!» всем, кто действительно был компетентным. У нас сейчас правит лозунг (уже 20 лет): «Пусть управляют молодые», забыв при этом, что опыт старшего поколения востребован во все времена и он является главной движущей силой нарастающего прогресса человечества.

– В общем-то достаточно посмотреть, кто нами «управляет» сейчас… К сожалению. Некий набор случайных людей, обуянных исключительно набиванием собственных карманов…

– Увы, и не без этого, однако наиболее страшно даже не это. Аксиома – управлять производством, особенно крупным, естественно, очень и очень сложно. Каждое такое производство – это сотни или даже тысячи кооперационных связей, завязанных на не менее сложные технологии и оборудование. И всё – абсолютно всё – управленец должен удерживать в голове, просчитывать и учитывать при любом движении. Команде сырьевиков – даже при условии, если в своей сфере они знают всё и вся и могут управляться с высокой эффективностью, – просто не под силу заменить производственников. Часть не может заменить целого! Но у нас даже и этого нет! Есть великое множество «перепродавцов», мягко говоря, торговцев. Это вообще другая планета. У них в мозгах только одно: «Не надо ничего производить, всё купим!» – недоброе наследие Гайдара.

Результат ужасающ. «Схлопнулись» машиностроение, авиационная промышленность, производства электрооборудования, да и, между прочим, производство даже (!) буровых (при том, что нефть – наше всё) установок. От наследия СССР осталось всего 5 (вдумайтесь в этот ужас) процентов станкостроительных предприятий, а ведь это сердце машиностроения!

Что парадоксально, на политическом поприще мы должным образом нарастили вполне здоровые амбиции. Ещё до возвращения Крыма стали способны чаще говорить «нет» своим партнёрам и оппонентам. Крым же стал апогеем, определённой точкой невозврата к «козыревскому» методу ведения переговоров с Западом. Мы за короткий срок вошли во вкус внешнеполитической свободы, независимости своей внешней политики. Естественно, это резко не понравилось. И тут-то всё и началось. Хотя справедливости ради надо сказать (этот тезис я в своё время публично уже озвучивал) западные санкции – это отнюдь не некое спонтанное, принятое под влиянием текущего момента решение. Это результат точного и весьма тонкого расчёта на несколько лет вперёд. Запад методично просчитал все наши болевые точки, выработал свои оперативные и перспективные планы и теперь упорно и настойчиво воплощает их в жизнь. И рассчитывать на какие-то скорые договорённости и отмену санкций, увы, не приходится. Это всерьёз и надолго. Как в своё время поправка Джексона – Вэника.

Без директив, но по плану

– Как противостоять? А ещё лучше, как об этом некоторые мечтают вслух, – попробовать обернуть ситуацию себе на пользу?

– Считаю необходимым перенастроить всю систему управления экономикой с целью встать на наиболее эффективный – с учётом объективных условий – путь развития. Разумеется, в рыночной парадигме, которая вовсе не ограничивается узколобыми «теориями» гайдаровских романтиков.

Во главу угла должен встать рыночный прагматизм, экономическая политика обязана быть независимой, свободной, в том числе и от монетаристских догм, навязываемых нам правительством либералов.

Первым, самым главным шагом должно стать воссоздание Госплана. Я уже неоднократно говорил и писал об этом, и позиция моя по этому вопросу остаётся неизменной.

Особо подчеркну: не идёт речи о некоем бюрократическом чудовище, регламентирующем всё, предписывающем образ действий и так далее. Госплан в новом понимании – это координирующий орган. Причём в первую очередь в вопросах частно-государственного партнёрства, с которым ныне дела обстоят неважно.

Госплан, с одной стороны, аккумулирует все, абсолютно все сведения, данные и прочее экономического характера, а с другой – «излучает» их в соответствии с запросами нуждающихся. Госплан даёт исчерпывающий ответ предпринимателям касательно вложений капиталов, просчитывает для них все возможные варианты, формирует логистические связи и тому подобное. Госплан – не «господин», не диктатор, а «слуга» и работник, помощник.

Такая роль Госплана не случайна. Именно в таком виде и с такими функциями он необходим для осуществления реиндустриализации, то есть шага, без которого России невозможно ни остаться в числе мировых держав, ни даже сохранить подобие экономической независимости.

Здесь вполне уместно ещё одно вполне рациональное советское изобретение. Пятилетний план. Санкции уже весьма наглядно показали наши чувствительные точки, с высокой долей вероятности уже можно прогнозировать, куда будут направлены следующие удары…

– Может быть, настало время подумать об изоляционизме, автаркии?

– Я не склонен призывать к самоизоляции, особенно тотальной. В нашем конкретном случае уместнее использовать точечные «закрытия» на самых главных, самых важных для страны направлениях. На них и только на них возможны протекционистские меры, но не более.

Реиндустриализация же, если тезисно, подразумевает следующее. Для начала выбираются отрасли-локомотивы, в которых мы, во-первых, обладаем сколь-либо заметным потенциалом, и во-вторых, способны обеспечить достаточно быстрый рост. Одновременно идёт и процесс отказа от вложений и затрат в отрасли, не способные в силу различных обстоятельств таковыми «локомотивами» послужить. Это никакая не революция, никакое не изобретение велосипеда, это – нормальный, стандартный шаг разумного управления. Размазывать силы по всем отраслям не только не имеет смысла, но и опасно, так можно «загнать» в небытие даже перспективные сферы.

Для России в роли упомянутых «локомотивов» я вижу машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство, и – сразу замечу – никто не собирается сбрасывать со счетов нефтегазовый сектор.

– То есть набившая всем оскомину «нефтяная игла» остаётся во главе угла?

– «Нефтяная игла» – это поставка «голой» сырой нефти, непонятные с точки зрения экономической логики проекты вроде «Южного потока», от которого, я считаю, надо отказаться, прокладка трубопроводов за свой счёт, в то время как оплачивать сей процесс должны заинтересованные в поставках, а вовсе не поставщики, и так далее, и тому подобное. А элементарное углубление переработки, развитие химической промышленности, способной вытащить, в свою очередь, допустим, промышленность лёгкую, экспорт продуктов глубокой переработки, к примеру, полимерных труб и прочего – вот это уже никакая не «игла», это то, что делает страну экономически минимум нормальной, а максимум – высокоразвитой.

Далее – ещё одна составляющая реиндустриализации, о которой чиновники очень много говорят, но для которой не только ничего не делают в плане развития, но ещё и стараются едва ли не угробить. Я говорю о малом бизнесе. Как можно скорее прекратить болтать и создать для него все условия. Не так уж и сложно – резкое снижение налоговой нагрузки, устранение тех же бюрократических барьеров, решительное пресечение коррупционеров, всячески пытающихся на нас наживаться (через всевозможные проверки, ограничения и т.д.). К примеру, самую массовую занятость дают семейные предприятия с численностью 1–2 человека. Я бы рекомендовал правительству вообще снять все налоги с таких семейных предприятий, убрать на 100% все их проверки и ввести уведомительный принцип при их открытии. Чтобы люди поверили, надо этот механизм ввести лет на 15–20. Через пару лет мы себя не узнаем, поскольку оживится малая экономика. И уже точно на 100% отсюда капитал не побежит за рубеж. Дума, правительство, примите такое решение. Эффект стократно превзойдёт те небольшие налоговые потери, которые будут в первые годы.

Естественно, всё изложенное невозможно без грамотной финансовой политики. От «кудринских» методов, кормящих разве что США, необходимо решительно отказаться. Пересмотр налогов должен коснуться всех, система в итоге должна стать гибче. А поспособствовать этому может реальная – а не чисто номинальная, как сейчас, – работа антимонопольной службы. Монополизация есть, а антимонопольная служба этого как бы не замечает.

Антимонопольная служба должна реально функционировать и бороться со сговором по ценам. Причем начиная с первичных продовольственных рынков, где царит беспредел, а цены просто диктуются рядовым продавцам, и заканчивая крупнейшими монополиями, например нефтяными, где имеет место такой же сговор. У нас в стране в последние месяцы значительно растут цены на нефте- и сельскохозяйственные продукты, строительные материалы одновременно с падением цен на них на мировом рынке. Налоговые службы должны по рыночным правилам вводить для таких продавцов повышенные налоговые ставки с целью изъятия у продавцов сверхприбыли. Если бы это заработало в России, мы бы уже завтра значительно сбили цены на большинство изделий. Прекратилась бы эта бесконечная череда перепродаж с накручиванием цен на каждом витке.

И уж никак нельзя обойти стороной проблему, с которой мы фактически начали наш нынешний разговор, – кадры.

С безобразиями в этой важной сфере необходимо покончить как можно быстрее. Неквалифицированные «управленцы», все эти псевдоменеджеры должны заполнить совсем другие места. Потенциал для замещения, для выдвижения действительно способных к управлению сложными экономическими структурами пока сохраняется, этим необходимо воспользоваться.

Оборотная сторона медали – столь же остро нуждающийся в скорейшей ликвидации дефицит квалифицированных рабочих массы специальностей. Нацеливание на реиндустриализацию позволит внести необходимые коррективы в систему их подготовки, выработать подлинную, а не мнимую мотивацию для таких кадров. Более того, развитие собственно реиндустриализации, её углубление и развитие (мы говорили пока об одной пятилетке, но ясно, что таковых должно быть несколько) без высококлассных рабочих невозможны.

Одним из обязательных условий работы с кадрами является реальная оценка их труда. Ещё в начале ХХ века Форд провозгласил: «Дешёвым трудом не произведём качественный продукт». У нас сейчас в стоимости продукции цена труда равняется 20–40%, на Западе – 50–70%, отсюда из-за слабой мотивации и низкая производительность труда. У нас размер оплаты труда рядовых работающих минимален и находится на критически низком уровне и одновременно переоценен труд разного рода топ-менеджеров, которые имеют реально более высокую оплату труда, чем их западные коллеги, при этом обладают значительно более низкой квалификацией. И это сплошь и рядом. Примером служит практика «АвтоВАЗа», «Норникеля» и многих других.

Несмотря на нынешнюю экономическую картину, далёкую от совершенства, я тем не менее сохраняю умеренный оптимизм. Вырулить из тупика, усугублённого санкциями, нам пока ещё по силам. Но ключевое слово здесь – «пока». Времени, повторюсь, у нас остаётся всё меньше и меньше.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram