Правительство приняло стратегию развития торговли до 2020 года. Главная новость: государство опять вспомнило про малый бизнес. В который раз ему обещают помочь. Возможно, поздно: крупные торговые сети успешно истребили мелкие магазины, рынки и киоски.
Ностальгия по киоскам
Как ни крути, торговля кормит миллионы. Эта отрасль – основной работодатель, в ней занято 12,3 млн. человек. То есть каждый пятый работник. Например, в строительстве и сельском хозяйстве трудоустроились по 5,4 и 6,5 млн. человек. Баранку на транспорте крутят 4,2 млн. человек. Отстаёт и госслужба: военных менее миллиона, учителей – 5,7 млн., врачей – 4,5 миллиона.
Что происходит на торговой поляне? Неспроста, видно, премьер Медведев, которому поручили заняться торговой стратегией, лепетал о неких диспропорциях и дисбалансах. Не зря Минпромторг в октябре 2014 г. внезапно озаботился развитием торговли с колёс и заговорил об ограничениях на открытие новых мегацентров. Буквально пару лет назад те же люди говорили ровно противоположное. Результат: даже из скупых данных Росстата вырисовывается торговая драма последних лет. Мелкий предприниматель удушен, громадные сети уже отхватили более четверти пирога всех розничных продаж и метят выше. Им и половины будет мало. Амбиции куда выше: в 2000 г. доля сетей была близка к 0%, в 2006 г. – 6%, в 2015 г. ожидается треть.
Из цифр видно: сети безудержно разрастаются, тогда как от мелкой торговли постепенно остаются рожки да ножки. Восемь лет назад в России было 5,8 тыс. розничных рынков, сейчас – 2,2 тысячи. Только за 2013 г. их стало меньше на тысячу. Само собой, количество торговых мест на рынках упало с 1,2 млн. до 625 тысяч. За каждым стоял человек, порой не один. Итог: в 2000 г. продажи на рынках давали четверть всего оборота торговли, сейчас – менее 10%.
Государство обещало, что рыночная торговля примет цивилизованные формы. Мол, вчерашние ларёчники откроют нормальные магазины. Но в российских условиях с учётом разнообразных поборов открытие собственного магазина можно приравнять к подвигу. Героев всё меньше: за прошлый год число мелких магазинов в стране упало с 78,4 до 77 тысяч.
По статистике, в последние несколько лет число малых магазинов сокращалось в среднем на 2% в год, киосков – на 3%, рынков – на 10%. На деле мелкая торговля окончательно осталась без крыши и двинула на улицу. Во всяком случае за прошлый год увеличилось число лоточников – с 13 до 14 тысяч. Аптек как было 19 тыс., так и осталось. Значит, выживают, но не развиваются. В целом число мелких предпринимателей в торговле за два последних года сократилось с 1,74 до 1,63 млн. человек. Тем временем разрослось оптовое звено, то есть перекупщики. Количество таких организаций подскочило с 605 до 700 тысяч.
Золотое дно
Из данных Росстата отлично видно, чем заниматься выгодно, чем не очень. Оказывается, на еду в России тратят столько же, сколько на всё остальное. Общий оборот розничной торговли достиг ошеломляющей суммы – 22 трлн. рублей. Проще говоря, на прилавке выложена ровно треть ВВП. Из них 9,9 трлн. руб. дают продукты питания.
Не секрет, из всего, что можно принимать внутрь, больше всего денег приносит алкоголь. Продажи горячительных напитков достигли 1,6 трлн. руб., или 7,5% продуктового оборота. Для сравнения: хлеб и выпечка продаются на 466 млрд. руб. в год, овощи – на 300 миллиардов. На втором месте после спиртного – мясо и колбаса, третьи – сладости. В промтоварах лидирует верхняя одежда, на которую тратят 1,46 трлн. рублей. Она обгоняет даже бензин (1,39 трлн. руб.) и легковые автомобили (1,27 трлн. рублей). На этом фоне расходы на бытовую технику – ерунда. Телевизоры приносят 150 млрд. руб., холодильники – 96 миллиардов. Даже такой недешёвый товар, как мебель, и тот продаётся только на 350 миллиардов.
Истребители «малышей»
Смешно, когда те же чиновники, которые угробили «малышей», внезапно хватаются за голову, изображая заботу об их проблемах. Именно во времена президентства Медведева перед торговыми сетями максимально широко распахнули ворота. При этом наверху прекрасно понимали, какой ущерб это нанесёт «малышам».
Идеей фикс на государственном уровне стало строительство всё большего числа торговых площадей. С 2010 по 2014 г. в Воронеже построили 332 тыс. квадратов, в Нижнем Новгороде – 220 тыс., в Ростове – 160 тыс., в Самаре – 150 тысяч. Уже в 2012 г. правительство радостно отрапортовало: РФ установила европейский рекорд по площади строящихся торговых центров. Мы вдвое обогнали ближайшего соперника – Турцию, втрое – Францию.
Само по себе неплохо, подкачала реализация. Во всех городах от мала до велика принялись громоздить торговые центры. Масштабы росли на глазах, даже в сёлах начали ставить супермаркеты на тысячу квадратов и больше. Наглядный результат: Екатеринбург, Барнаул и Краснодар. Эти города лидируют в России по числу квадратных метров на тысячу жителей. В Краснодаре – 1123, в Екатеринбурге – 1040, тогда как в Москве – 750, в Петербурге – 600.
В результате на Урале и в Краснодарском крае половина всей торговой площади сосредоточилась в гигантских центрах. В Екатеринбурге за один год построили 18 торговых башен на 700 тыс. квадратов. Но торговать некому. Занято лишь 15% помещений, остальные пустуют, поскольку аренда слишком дорогая. Ставки достигают десятков, а то и сотен тысяч рублей в год. За каждый квадратный метр. К тому же внутри здания похожи, как близнецы. В них один и тот же набор кафе, кинотеатров и магазинов. В результате кое-где начался откат. В Челябинске мэрия придралась к оформлению прав на землю и снесла новый 9-этажный торговый центр на 8 тыс. квадратов.
Но в целом по России состязание в самом разгаре. Скажем, как только англичане раструбили на весь мир, что построили в Лондоне самый большой торговый центр Европы площадью 160 тыс. кв. м, тут же в РФ размахали махину на 240 тыс. квадратов. Вскоре наши торговые гиганты побили и собственный рекорд. Распахнул ворота новый розничный призёр площадью 400 тыс. кв. метров. Затем появились планы превзойти мировое достижение – крупнейший на планете торговый центр в Дубае площадью миллион квадратов.
Идея понятна. В середине 2000-х гг. в РФ катастрофически не хватало торговых площадей. В среднем на тысячу жителей приходилось 25 кв. м, даже в региональных столицах набиралось от силы 40–50. В то время как в США на каждого жителя приходится 400 квадратов, в Германии – 350. Казалось, когда метров станет заметно больше, конкуренция вырастет, раздутые цены рухнут. Реальность откорректировала планы. По обеспеченности торговыми площадями крупные российские города давно обскакали Европу, но цены всё растут.
Единственным сдерживающим фактором оказались те самые мелкие продавцы, которых принесли в жертву торговому буму. Потому что они действительно бьются за каждую копейку прибыли. Теперь Минпромторг в новой стратегии прямо признал огромные торговые центры вредными для конкуренции. «Когда в городах недалеко друг от друга открывается несколько гипермаркетов, они пожирают малый и средний бизнес», – говорит чиновник ведомства.
В качестве палочки-выручалочки предлагают возрождение множества форматов торговли. Проще говоря, больше не будет единственно правильного формата торговли, которому даётся зелёный свет в ущерб другим. В городах должны присутствовать и супермаркеты, и средние магазины, и крохотные лавочки.
Чтобы большие рыбы не слишком усердно пожирали мелочь, правительство предлагает запретить строительство крупных магазинов, если их доля на местном рынке превысит 25%. Правда, неизвестно, начиная с какой площади магазин будет считаться крупным. Сети всегда смогут подстроиться, недобрав пару квадратов до черты отсечения. Вторая идея: государство обещает восстановить продуктовые рынки, только на новом уровне. Они превратятся в центры торговли товарами местных предприятий в радиусе 200–300 километров. Тоже хорошо, но как заставить мелких предпринимателей возиться с продукцией местных заводов?
К счастью, черта невозврата пока не пройдена. Наш мелкий бизнес ещё жив. Тут РФ выгодно отличается от некоторых стран, где доля малого бизнеса в торговле стараниями сетей упала до нескольких процентов.