Аргументы Недели → Экономика № 36(428) от 25.09.2014

Когда подешевеет бензин

, 17:00 , Обозреватель отдела Экономика

Что будет с ценами на бензин? Ждать ли ползучего подорожания топлива, резкого скачка или цены пойдут вниз.

На деле топливо бешено дорожает, но обычным покупателям это пока незаметно. С начала года нефтяные компании подняли цены на бензин на 22%. Только в июле он подорожал на 6%. Это в опте, цены на заправках росли значительно меньше, за восемь месяцев поднялись на 5%. Заправки всегда отстают от опта, зато потом махом и с лихвой навёрстывают упущенное.

В августе бензин затаился. Несмотря на смутные времена в экономике, в сентябре топливо демонстрирует робкий рост на доли процента. Росстат утверждает: в среднем стоимость поднимается на 0,2% в неделю. Если брать по 48 крупнейшим регионам, на юге страны топливо чуть подорожало, в Сибири слегка подешевело. Вроде ничего особенного. Тревожит другое: в середине сентября выпуск бензина и дизеля упал на ощутимые 8%. Обычно нефтяные компании приберегают этот трюк для подготовки к резкому ценовому скачку.

Что будет дальше? Аналитики в сомнениях. С одной стороны, бензин в России в целом идёт за мировыми ценами на нефть. Они сейчас снижаются, за первый месяц осени чёрное золото подешевело на 10%. С другой стороны, десяти крупнейшим нефтяным компаниям, полностью контролирующим российский рынок, только дай повод. С 2001 г. они ни разу серьёзно не снижали цены. Даже в кризис 2008 г., когда нефть подешевела вдвое, цифры на заправках почти не изменились. Ежегодный подъём стоимости бензина словно заложен в план. В 2002 г. литр 92-го стоил 10 руб., в 2007‑м – 20 руб., сейчас – 32 рубля. Не было ни года, чтобы планка не поднялась хотя бы на 10–15%.

Эксперты единодушны. Единственное, что удерживает нефтяные компании от искушения резко рвануть ценовую чеку, – страх огрести от правительства. Цена на топливо в России вопрос политический. Он разлит повсюду, его стоимость заложена в каждом товаре. Такая у нас экономика: автомобилями перевозят более 70% грузов, в транспортной отрасли работает почти каждый десятый взрослый житель страны, всего 6,7 млн. человек. Аналитики отмечают: стоимость продовольствия у нас – это в чистом виде цены на корма, сложенные с ценой горюче-смазочных материалов.

Так что в последние годы особо шустрым по части роста цен нефтяным компаниям устроили немало показательных порок. Рупором бензиновой политики правительства традиционно выступает глава антимонопольной службы Игорь Артемьев. За последние недели на совещаниях кабинета министров он несколько раз обещал удержать цены. Но особой уверенности в голосе не было. Значит, нефтяники ждут отмашки на рост, только её пока не дали. Вопрос: хватит ли решимости надолго? Выборов на горизонте не видно, задабривать народ ни к чему.

Так что в глобальном плане от бесконечного подорожания бензина население спасёт разве что переход на электромобили. Пока машины нового поколения очень дорогие, выпуск ограничен, запас хода от зарядки всего 425 километров. Зато двигатели гораздо надёжнее бензиновых, коробки передач нет вообще, вдобавок ездить на электричестве во много раз дешевле. Когда через некоторое количество лет технологию доведут до ума, водители забудут о заправках и расходах на бензин как о страшном сне.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram