Аргументы Недели → Экономика № 32(424) от 28.08.2014

Руки прочь от Mcdonald’s!

, 20:36

На волне российско-американского противостояния Роспотребнадзор начал масштабную проверку сети ресторанов «Макдоналдс». В Москве прикрыли четыре заведения, по одному в Ставрополе и Екатеринбурге, в казанском «Макдаке» нашли кишечную палочку. Поскольку в России 433 ресторана, для всей сети удар не слишком опасный. Но ведь и проверки только начались. Хотя для многих россиян «Макдоналдс» является символом мирового глобализма, за которым проступает котелок дяди Сэма, от давления страдает преимущественно российский бизнес.

Хвост виляет собакой

У корпорации «Макдоналдс» нет не то что единоличного владельца, но даже об акционерах с крупными пакетами ничего не слышно. 100% акций размазаны по биржам, их владельцами являются и домохозяйки из Лос-Анджелеса, и паевые фонды из Москвы, и банки из Сингапура. Корпорации принадлежит 33 тыс. ресторанов во всём мире, управляется она из Нью-Йорка. Последнее громкое заявление: в мае 2014 г. правление заявило о готовности выплатить акционерам в 2014–2016 гг. рекордные дивиденды – 18–20 млрд. долларов. И ради этого 1,5 тыс. ресторанов передадут в управление по франчайзингу – то есть фактически продадут, но с сохранением бренда и бизнес-модели.

Российским ресторанам «Макдоналдс» франчайзинг ещё долго не светит: в этой части у нас запутанное законодательство. Интересы корпорации в нашей стране представляют ЗАО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс», практически полностью принадлежащие нью-йоркскому центру. Но во главе этого хозяйства уже 20 лет стоит российский гражданин Хамзат Хасбулатов, чеченец по национальности. Из 29 тыс. работников сети в России иностранцев – единицы. Более 80% продуктов, продающихся в ресторанах или используемых в качестве сырья, произведены внутри страны. Например, у «Макдоналдса» есть собственные фермы и производства в Подмосковье. Выручка российской сети в последние годы находилась на уровне 35 млрд. рублей. Чья экономика больше пострадает, если «Бигмаку» продолжат закручивать гайки, – большой вопрос.

Другое дело, что стандарты работы «Макдоналдса» в России и Западной Европе сильно отличаются. И это неоднократно становилось причиной разборок сети с силовиками. Последний крупный скандал грянул в 2010 г.: прокуратура Московской области и Государственная инспекция труда заявили, что в «Макдоналдсе» нарушаются права несовершеннолетних работников. В частности, их используют на вредных производствах вроде обжаривания пищевых полуфабрикатов во фритюрницах с кипящим маслом. Также закон запрещает одним и тем же лицам готовить пищу и убирать туалеты, а в проверяемых ресторанах это сплошь и рядом. Несовершеннолетние принимались на работу без обязательного медосмотра, а при расчёте им часто зажимали компенсации за неиспользованный отпуск.

То тут, то там «Макдоналдсы» нарушали условия хранения продуктов. Кто-то жаловался на пищевые отравления. В сети всплывали видеозаписи: гамбургеры жарят на самом дешёвом масле, поднимая с пола упавшую еду и выдавая её клиентам. Но разве в других заведениях фастфуда дело обстоит как-то иначе? Важнее, что до недавнего времени власти были сказочно лояльны к «Макдоналдсу», а размеры налагаемых на сеть штрафов – смехотворны. Чиновники российского правительства не стеснялись рекламировать мировой бренд, а его шествие по стране оказалось триумфальным: практически повсеместно под закусочные выделялись лучшие места, а перерезать ленту приезжал губернатор.

Не гамбургером единым

Первый российский «Макдоналдс» открылся в 1990 г. на Пушкинской площади в Москве – на несколько лет раньше, чем в Праге, Варшаве и Тель-Авиве. В первый же день московский ресторан посетили 30 тыс. человек, что стало рекордом сети, а сам ресторан до своего закрытия 20 августа 2014 г. оставался самым бойким в Европе – до 2,8 млн. посетителей в год. Самый бурный рост столичной сети произошёл при мэре Юрии Лужкове, который в симпатиях к «Макдоналдсу» замечен не был. Скорее наоборот: его супруга Елена Батурина раскручивала сеть «Русское бистро», для которой «Макдак» являлся конкурентом.

– Для перестроечного поколения «Макдоналдс», безусловно, был символом перемен, преодоления закрытости страны, – говорит историк Сергей Ачильдиев. – Вопрос об открытии ресторана в Москве впервые встал перед Олимпиадой 1980 года, но Политбюро на такой ход не решилось, хотя и пустило в Союз много импортного ширпотреба. Исследователи «Макдоналдса» не раз отмечали, что для стран «третьего мира» ресторан несёт сакральную функцию принадлежности к авангарду человечества, как ни наивно это звучит. То же благоговение наблюдалось у областных чиновников в 1990-е годы, когда сеть двинулась в российскую провинцию.

Однако одним благоговением тут явно не обошлось. В «лихие» годы среди бандитских группировок бытовала аксиома, что навязать «Макдоналдсу» «крышу» очень проблематично – за ним стояли серьёзные люди из спецслужб. Министр труда РФ Александр Починок напоказ выдавал гамбургеры за стойкой, в акциях «Макдоналдса» засветились хоккеист Владислав Третьяк и музыкант Максим Покровский. А небезызвестный Дм. Медведев многое о себе рассказал, отправившись с президентом США Бараком Обамой в «Макдак».

– Стоит ли удивляться, что к ресторанам «Макдоналдс» в России до нынешней кампании никогда не применялось право приостановки деятельности на срок до 90 дней, – говорит адвокат Николай Артамонов. – Такая возможность прописана в законодательстве об охране труда и в российской практике встречается сплошь и рядом: закрывают ресторан, а потом можешь судиться и доказывать, что ты не верблюд. При повторном нарушении руководителя заведения могут дисквалифицировать на срок до трёх лет. С «Макдоналдсом» такое невозможно, хотя их рестораны в мире всегда находились под пристальным вниманием властей. В 2011 г. Арбитражный суд Московского округа признал право «Макдоналдса» на применение льготной ставки НДС в 10% на ряд продуктов.

Исходящий от сети глобалистский дух раздражает не только российского обывателя. «Макдоналдсы» часто становились мишенью акций антиглобалистов. В некоторые словари внесён термин «макджоб», означающий «грязную низкооплачиваемую работу». В Англии рестораны штрафовали за использование детского труда, в Израиле – за работу по субботам. Даже в родных США суд присудил более 2 млн. долларов компенсации клиентке, которая обварилась купленным в «Макдаке» кофе, поставив его на торпеду автомобиля во время движения.

Между тем «Макдоналдс» не самый яркий пример инструмента американского империализма. В Крыму есть несколько ресторанов, но в разгар антироссийских санкций сеть и не думала их закрывать. В планы на 2014 г. включили открытие ресторана в непризнанной Западом Абхазии. И сколько бы ни призывал неистовый В. Жириновский закрыть «Макдоналдсы» по всей России, это вряд ли произойдёт.

У сети в России достаточно заступников, а идея потерзать американский бренд больше похожа на инициативу самих проверяющих, чем на заказ Кремля. В мире закрывали «Макдоналдсы» считаное количество раз. В Иране, например, через два дня после открытия собрались агрессивно настроенные исламисты, и власти решили не рисковать. Или в Боливии при президентстве Эво Моралеса. Вряд ли Россия стремится в этот ряд. Скорее всего, дело ограничится антиамериканским пиаром и подвижками на рынке фастфуда. Сегодня «Макдоналдсу» принадлежит 20% российского рынка, на котором его активно теснят конкуренты.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram