Руководство соседней страны в порыве чувств пообещало отгородиться от России великой украинской стеной. Протяжённость наших границ – 2295 километров. Великая Китайская стена – 2,5 тыс. километров. То есть по длине они близки. Так что задача перед украинскими строителями стоит масштабная. Главное – капиталоёмкая. Суммы с лихвой хватило бы погасить долги за российский газ. Говоря всерьёз, охрана и обустройство границы – серьёзная статья госрасходов. Сколько и как Россия тратит на эти цели?
Камерный план
Граница, как известно, на замке. Замок как любое технически сложное устройство нужно чинить и смазывать.Этим в РФ занимаются два ведомства.Охрана границ возложена на ФСО, обустройство – на федеральное агентство «Росграница». По данным Росказначейства, в прошлом году пограничники получили из госбюджета 137,678 млрд. рублей. В глобальном плане расходы на охрану рубежей не слишком велики – чуть более 1% федерального бюджета.
Смотря, с чем сравнивать. Например, в ЕС, где внутри Шенгенской зоны границ нет, расходы в десятки раз ниже. Весь Евросоюз тратит на охрану внешней границы 370 млн. евро в год. В пересчёте – менее 18 млрд. руб., или – почти восьмая часть российских расходов. Евросоюз практикует пограничные доплаты небогатым странам. Например, три государства Прибалтики в общей сложности получают от ЕС 10 млн. евро в год (480 млн. рублей). Прибалты жалуются – мол, мало. На деле – хватает. Германия, где охраной границы занимается обычная полиция, заняла этой работой менее 1,5 тыс. человек. Сравните с 120-тысячным штатом российской пограничной службы. При этом в цифру не входят заграничные и морские отряды – РФ охраняет не только собственные, но также абхазские, киргизские и таджикские внешние границы.
Расходы на службу постоянно растут. Самая дорогая статья – обустройство и прихорашивание демаркационной линии. «В России на важнейших участках не обустроено 13,5 тысячи километров государственной границы», – жаловался руководитель Пограничной службы ФСБ генерал-полковник В. Проничев. При этом аппетиты пограничников границ не знают. В июле 2010 г. руководство Росграницы, вдохновлённое подготовкой Федеральной целевой программы «Госграница», запросило у правительства 658 млрд. руб. на семь лет. Чего только не обещали за эти деньги. В частности, планировалось установить вдоль рубежей родины видеокамеры сплошного наблюдения. Страшно представить, как при этом разросся бы штат операторов-наблюдателей. Правда, в феврале 2011 г. на совещании у вице-премьера С. Иванова запросы Росграницы уменьшились до 450 млрд. руб., ещё полгода спустя – разом усохли до 154 миллиардов. На деле дали 134 млрд. руб. на девять лет – впятеро меньше начальной суммы. Такое решение принял В. Путин.
Руководитель – в розыске
В целом за последние 10 лет госбюджет потратил на обустройство и прихорашивание границ внушительные 180 млрд. рублей. Сделано мало, может, потому, что часть денег разворовали. Весной 2014 г. разразился шумный скандал – руководителя Росграницы Д. Безделова объявили в федеральный розыск. Выпускник Плехановской академии, кандидат экономических наук руководил госграницей с 2008 года. Похоже, фамилии в этом ведомстве говорящие: предыдущим руководителем был А. Засыпкин.
Ранее Д. Безделов прославился двумя свершениями. Во-первых, пролоббировал право Росграницы самостоятельно изымать или выкупать приглянувшиеся земельные участки. Такое разрешается только Росдору, Росжелдору и Росавиации – и то в порядке исключения. Во-вторых, в узких кругах прогремело беспрецедентное решение об открытии магазинов беспошлинной торговли (известных как дьюти-фри) на погранпереходах. Для начала – железнодорожных. Такого нет нигде в мире!
В отставку Д. Безделова отправили в конце октября 2013 года. Отмашку давал премьер Дм. Медведев. Решение не удивляет, поскольку ФСБ «нарыла» на г-на Безделова такие факты. Сначала в октябре 2013 г. задержали начальника управления капитального строительства Данилу Вавилова. Ниточка потянулась выше. Выяснилось: в 2009–2010 гг. Росграница перевела 1,2 млрд. руб. в банк «Агросоюз». Не просто так – на финансирование строительства железнодорожного пограничного пункта Адлер на переходе с Абхазией. Между прочим, сумма шла из федерального бюджета, в рамках той самой Целевой программы «Развитие госграницы». Полгода спустя одним из совладельцев банка с долей 20% стал отец главы ведомства. Пункт так и не построили.
В общем, миллиард с гаком украли. Что характерно, Д. Безделов скрылся, его до сих пор не нашли. Отец Д. Безделова не является на допросы, ссылаясь на плохое состояние здоровья. Пока попала только мелкая сошка – директор консультационной компании «Ценный совет», которая готовила документы по адлерскому пограничному проекту. Что касается Росграницы, после дела на миллиард её изрядно тряхнуло. Сначала в правительстве склонялись к назначению на место главы Росграницы заместителя Д. Безделова. Этому воспротивился вице-премьер Дм. Рогозин. Он настоял на назначении главой ведомства гендиректора концерна «Калашников» Константина Бусыгина.
Воруют все
Чем займётся новое руководство границы? Самая хлопотная работа – охрана. Глава Погранслужбы ФСБ Владимир Проничев редко выступает на публике, но однажды признался. Оказывается, у пограничников есть чёткий критерий стоимости охраны границ – цена за километр. По словам генерала, в 2006 г. охрана каждого километра границы обходилась в 786 тыс. рублей. Уже год спустя стоимость подскочила до 904 тыс. рублей. Он не назвал трат в следующие годы. Но пограничная инфляция впечатляет – надо думать, в наши дни показатель сильно перевалил за миллион рублей на километр.
Периметр пограничной территории РФ – 60 тыс. километров. Линия такая длинная, что ей можно полтора раза опоясать земной шар. Подсчитано: за год границу РФ пересекает примерно 60 млн. человек. Большинство дважды – туда-обратно. Обслуживание каждого перехода обходится госказне в 80 рублей. С учётом масштаба явления сумма набегает приличная – ещё 5 млрд. рублей.
Это тоже не всё. Границу надо не только защищать, но также приводить в порядок. А то перед соседями стыдно. К тому же, когда таможенные службы работают как часы, эффект для экономики – неоценимый. Пока в этом плане далеко не всё ладно: на западных границах громадные заторы. По словам экспертов, хуже всего ситуация на КПП с Прибалтикой и Финляндией. С другой стороны, на некоторых восточных рубежах (например, границе с Монголией) – избыток постов и пропускных пунктов. Они простаивают, работая вхолостую.
Правительство в размах пограничной госпрограммы решило оборудовать 22 новых пункта пропуска в портах, 21 – на железной дороге. Правда, ФЦП сорвана. Железнодорожники получили только семь объектов, речники – три. Не задалась даже самая критичная часть программы – строительство 35 новых терминалов в самых горячих таможенных точках (на сумму 22,8 млрд. рублей). Реально сдали – 27.
Что тому виной? Надо сказать, Д. Безделов не первый руководитель Росграницы, отметившийся панибратским отношением к государственным средствам.Отставка предыдущего главы сопровождалась похожими разоблачениями. В тот раз Генпрокуратура подвела собственные итоги выполнения ФЦП «Госграница». Кто бы сомневался – всплыли нарушения на скромную сумму в 55 млрд. рублей.
Государство ловко водили за нос. Например, Росжелдор без устали «возводил» таможенные пропускные пункты на железнодорожной ветке неподалёку от Омска. Как оказалось – та ветка давно демонтирована. Дополнительные 60 млн. руб. строители-железнодорожники потратили на разработку документации железнодорожного пункта пропуска в Белгородской области. Потом оказалось – под него нет земли. Недёшево обошлось бюджету строительство бумажного КПП на заброшенной автомобильной дороге в Курской области. Также активно строились новые таможенные посты на границе с Казахстаном. В результате за 650 млн. руб. укрепилась линия, которую вскоре упразднили в рамках Таможенного союза.
Не подкачали речники. По данным Генпрокуратуры, Росречфлот долго и тщательно выбирал участок для строительства поста в Новороссийском порту. На выбор было шесть вариантов стоимостью от нуля до 400 млн. рублей. После тщательных раздумий выкупили самый дорогой участок. К тому же с самым сложным рельефом, поэтому там – максимальная стоимость строительных работ. Один из пунктов пропуска собирались построить в безлюдных горах (!) под Новороссийском. Причём на участке, где одновременно расположена водонапорная станция и проходит линия ЛЭП. Найти менее проблемный и не такой затратный в строительстве надел почему-то не удалось.
В общем, от Кремля до госграницы далеко. Поэтому траты на обустройство, видимо, находятся на периферии государственного внимания. Вот и воруют со смаком.