События последнего времени, происходившие возле России и в тесной связи с Россией, убедительно доказали, что наше государство обязано поддерживать все возможные векторы развития, которые в решающий момент могут сыграть в его пользу. Важнейшим вектором развития для России остаётся Арктика.
Позиции России на Севере сильны. За страну говорят столетия освоения необозримых, едва пригодных к жизни территорий; огромные вложения средств страны и усилий энтузиастов в развитие Северного морского пути (СМП) как перспективного транспортного коридора; подтверждённые права на освоение континентального шельфа; наконец, повышение доступности огромных территорий страны, на которых расположены ещё не освоенные природные богатства (например, газовое месторождение Штокман у Мурманска), и развитие кросс-полярных перелётов.
Государство, судя по всему, правильно понимает значимость северного вектора. Об этом свидетельствует развитие Северного флота и решение о создании арктических войск. Неуклонно ведётся работа в профильных международных организациях по признанию частью континентального шельфа России хребтов Ломоносова и Менделеева. Россия сможет рассчитывать в перспективе на освоение огромных дополнительных ресурсов, континентальный шельф Арктики содержит до 30% всех шельфовых запасов углеводородов в мире.
Но ключевым для развития северных территорий должно стать развитие морского транспорта. Уже сегодня правительство Российской Федерации формирует заказ на строительство двух новых атомных ледоколов серии ЛК-60 общей стоимостью более 86 млрд. руб., самых больших и мощных в мире.
Главной точкой приложения усилий по развитию русской Арктики должны стать Мурманск и Мурманская область. Ведь вся идея и инфраструктура территории, по сути, формировались для достижения именно этих целей и задач. И они доказали это на всех этапах «большого пути» – и на старте, в 1913-м, и в 1930-е, и в войну, и на пике развитого социализма. Здесь базируется ледокольный флот страны. Здесь же база Северного флота. Здесь со времён войны пересекались пути транспортных караванов с Запада и Востока. Незамерзающий порт за полярным кругом – где ещё может быть расположен центр продвижения в Арктику, с которой неизбежно окажется связано будущее страны?
По словам и.о. губернатора Мурманской области Марины Ковтун, премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился приступить к непосредственной реализации проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ). А это значит, что северный вектор развития России будет крепнуть.