Молоко убежало сильно вперёд инфляции. За прошлый год стоимость этого базового продукта выросла на треть. С начала 2014 г. скачок составил ещё 12%. Производители оправдываются, называя 2013 г. «самым сложным в молочной индустрии». Что за трудности и как не напороться на них опять?
Первые по импорту
Не за горами лето, когда выпуск молока по сравнению с зимой вырастает в четыре раза. Стоимость при этом традиционно падает вдвое. Но на этот раз может выйти иначе. Продукт как разогнался год назад, так и разбухает в цене, не сбавляя оборотов. Не исключено, повторится ситуация прошлого лета, когда на прилавках разразился кисломолочный коллапс. Тогда вместо обычного сезонного падения стоимости пошёл бурный рост, он продолжался до февраля. Ничего подобного раньше не было.
Разумеется, Антимонопольная служба вынужденно взялась за кнут. Да что толку: устроили показательную порку паре мелких региональных хозяйств в Томской и Нижегородской областях. Тем временем настоящие виновники роста цен только наращивали жиры.
Настоящие причины подорожания профессионалам известны, но на публике о них помалкивают. Прежде всего молочная индустрия – почти такое же больное место сельхоза, как производство говядины. В обоих случаях выйти на самообеспечение можно будет лишь после того, как аграрная отрасль сильно повзрослеет. Потому что ни молоко, ни говядина не дают быстрой прибыли. Нужны время, терпение и огромные инвестиции.
Пока в цифрах картина такая. «Россия – седьмая в мире по надоям, но первая по импорту», – говорит председатель ассоциации «Русмолоко» Н. Бабаев. В 2013 г. российские молочники отгрузили 13,5 млн. т продукции – по 95 кг на каждого жителя страны. Одновременно поставки зарубежной молочки поднялись на 5% и доросли до 11 млн. тонн.
Соотношение – почти пополам. Особенно удачно шли дела одной известной финской компании. Эта ассоциация из нескольких десятков сельхозкооперативов отрапортовала об 11%-ном росте продаж молока в России и 60%-ном подъёме спроса на финскую кисломолочную продукцию (самый прибыльный кусок пирога).
Всего с учётом импорта вышло по 172 кг молочной продукции на каждого жителя РФ. Сравните с нормой Минздрава: 340 кг на душу населения. На деле не так много: достаточно съесть 50 г сыра в день, запив двумя стаканами ряженки или кефира. Тем не менее, чтобы выйти на этот показатель, Россия должна производить 48 млн. т молока. Что в 3,5 раза больше, чем сейчас.
Между прочим, в принятой правительством госпрограмме развития молочной отрасли сказано: в 2014 г. выпуск молока в РФ должен составить 37 млн. тонн. Мягко говоря – недотянули. С одной стороны, даже 48 млн. т надоев в год – цифра не такая фантастическая. Скажем, Индия при дефиците сельхозземель ухитряется производить более 130 млн. т молока в год. Новая Зеландия отправляет на экспорт по 18 млн. тонн.
С другой стороны, представим: в РФ разлились безбрежные молочные реки. Куда девать такое количество продукта? Внутреннее потребление не резиновое. В последние годы обороты растут, но не особенно шустро. Например, в 2008 г. в России съедали по 4,5 кг сыра на душу, сейчас – 5 килограммов. Прирост скромный. Для сравнения: в Германии сыра кушают по 23 кг на душу в год, в Швеции – 19 кг, в Британии – 11. Выпуск сливочного масла с 2010 г. топчется на месте: годовое производство замерло у отметки 200 тыс. тонн.
Село в себе
Не слишком впечатлила потребителей даже тема здоровой еды. Характерный пример – йогурты. Ещё в середине 2000‑х гг. разразилась полочная война между йогуртами и кефирами. На фоне остальной молочки йогурт – товар очень доходный (больше прибыли приносит только детское молочное питание). Поэтому крупные производители всячески продвигали йогурт в массы, напирая на полезные свойства (сомнительные в случае продуктов длительного хранения с добавками). И что? Традиционные ряженка, простокваша и кефир поначалу уступили позиции, но затем наверстали упущенное. В прошлом году в России выпили 730 тыс. т йогуртов против 650 тыс. т в 2008 году. За пять лет прибавка – скромные 11%.
Чтобы вывести производство на новую орбиту, нужно преодолеть две главные беды нашей молочной промышленности.Первая – свежесть. Эксперты рассказывают про правило пятисот километров. «Это максимальный радиус доставки свежего молока от ферм до перерабатывающих заводов и магазинов», – объясняет гендиректор крупного молочного хозяйства Андрей Свешников.
Иными словами, в каждом регионе нужны крупные местные производители. Так, чтобы свежего продукта хватало напоить окрестные города. У села – всё в порядке, в молочном плане оно на полном самообеспечении. По данным Росстата, 48% всего молока в России и производится, и потребляется сельскими жителями. Значит, у 37,5 млн. человек, или 26% населения России, по крайней мере нет проблем со свежей молочной продукцией.
В городах не так. В половине регионов нет крупных местных хозяйств. Это понятно в случае северных территорий: Мурманской, Сахалинской и Магаданской областей, Чукотского АО и Хабаровского края, где местное молочное производство стремится к нулю. Однако низкие надои по загадочным причинам отмечены в Костромской, Нижегородской и Тверской областях. Громадные по населению Ленинградская и Московская области тоже не обеспечивают себя собственным молоком. С другой стороны, в РФ – 36 молочных регионов-доноров, где местные надои превышают 2 л на душу в день. Лидеры – Вологодская, Волгоградская и Курганская области, Алтайский край и Ставрополь.
Вторая проблема российского молока – неровное качество. «Только 10–15% молока в России производят предприятия, построенные в последние годы с нуля или прошедшие полную реконструкцию. Вдобавок у нас очень мало породистого высокопродуктивного скота, обеспечивающего удои в 8–10 тонн качественного молока с коровы в год», – рассказывает завотделом Всероссийского НИИ животноводства Н. Сивкин.
Над качеством и свежестью придётся серьёзно поработать – это ключевая задача на ближайшие несколько лет. Тут очень к месту и помощь правительства, которое субсидирует молоко и выделяет дотации на закупку племенного скота. При этом дотации получают только производители качественного продукта высшего сорта.
Всё ничего, но другой рукой государство внезапно опять открыло широкую дорогу порошковой продукции. С 1 мая 2014 г. вступил в силу новый технический регламент, позволяющий называть такой напиток молоком. Раньше производителей порошкового товара обязывали ставить на этикетках надпись «молочный продукт». Отныне они лишь должны указать мелким шрифтом в составе – «восстановленное молоко».
В общем, действия государства на молочном фронте сложно назвать последовательными. Очевидно, натуральностью продукта в магазинах пожертвовали в надежде притормозить рост цен. Эта карта может не сыграть. Зато индустрии грозит лавинообразный рост импорта – дешёвое сухое молоко опять повалит в РФ со всех концов планеты.
Лучше присмотреться к примеру Китая, который почти обеспечил себя собственным свежим молоком. Там государство, рекламируя потребление этого продукта, запустило госпрограмму «Школьное молоко» и популяризирует лозунг: «стакан молока в день – два сантиметра роста в год». Очевидно: РФ также должна развивать собственное производство, резко поднимать качество, когда возникнут молочные излишки – будет куда отправить их на экспорт.