Президент РФ Владимир Путин назвал инвестиции ключевым фактором роста экономики. Эффективность работы регионов, региональных властей оценивается главой государства не в последнюю очередь по показателям, характеризующим инвестиционный климат. Похоже, у главы правительства Республики Башкортостан есть причина для беспокойства.
Когда Уфа была определена местом проведения в 2015 году саммитов ШОС и БРИКС, башкирская общественность встретила новость неоднозначно. С одной стороны, в свете намечающихся мероприятий забрезжила надежда привлечь наконец в Башкирию серьёзных инвесторов, да и местных олигархов сподвигнуть на капитальные вложения в инфраструктуру республики. В модернизацию аэропорта, например. Или в капитальный ремонт и строительство новых дорог, мостов, гостиничных комплексов.
С другой стороны, давно известно, что в Башкортостане местный бизнес неохотно идёт на сотрудничество с правительством республики в сфере экономики. В чём сама власть не раз была вынуждена публично признаваться. По словам представителя президента Башкирии по вопросам инвестиционного сотрудничества Андрея Назарова, несмотря на то что республика «по всем параметрам привлекательна для инвесторов», заставить олигархов вложить в региональную экономику действительно крупные деньги практически невозможно.
Потому-то жители Башкирии и не знали, радоваться или огорчаться известию о том, что республике доведётся принимать на своей земле столь престижные саммиты. Ведь может случиться и так, что вся тяжесть финансирования грандиозного проекта по проведению мероприятий ляжет на бюджет республики. А цифры предстоящих затрат между тем называются немалые – от 65 и до 500 млрд. рублей. Пятикратный годовой бюджет Башкирии, между прочим! В отсутствие инвестиций из внебюджетных источников такие расходы по меньшей мере безрассудны. Где же допустили ошибку башкирские власти во главе с Рустэмом Хамитовым, если инвестиционную активность в регионе скорее можно назвать пассивностью?
По мнению заместителя премьер-министра республики Марата Мулюкова,незаинтересованность башкирских предпринимателей в участии в правительственных проектах кроется в отсутствии принципов новой региональной промышленной политики.
В Башкирии изменилась структура собственности. Если когда-то республика владела почти 100% промышленных предприятий, то сегодня эта доля существенно уменьшилась. В том числе и за счёт продажи государственных активов в частные руки.Скандал с выводом в офшор крупнейшего химического предприятия ОАО «Сода», при том, что президент России прямо указал на необходимость деофшоризации российского бизнеса, всё ещё на слуху.
Советник главы РБ Андрей Назаров считает сложившуюся ситуацию следствием того, что собственный бизнес в республике башкирские власти вниманием не балуют. Особенно это заметно в сравнении с показателями регионов-соседей.
Так, на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата при президенте РБ депутат Государственного собрания республики, председатель правления ОАО «Башкомснаббанк» Флюр Галлямов заявил: «Если сравнивать объёмы инвестиций и темпы их роста с российскими регионами-передовиками, то сравнение будет не в пользу Башкирии. Взять, к примеру, Липецкую область. Там объём инвестиций на душу населения составляет 101 тысячу рублей. В Татарстане и того выше – 102 тысячи. А в Башкирии эта цифра более чем вполовину ниже – 50 тысяч рублей».
Причина столь ощутимой разницы в том, что в этих регионах на поддержку и развитие инвестиционной деятельности направляются солидные средства, считает Галлямов. В Липецкой области, например, на эти цели в 2012 году было заложено 800 млн. рублей. В Татарстане – целых 4 миллиарда! Башкирия же едва смогла изыскать сумму, в десяток раз меньшую, – 400 млн. рублей.
Однако глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов не считает ситуацию критической.
По его мнению, республика всё-таки делает гораздо больше, чем заложено в бюджете в строке, отражающей состояние господдержки инвестиционных процессов в регионе. И суммы вложений в создание благоприятного для инвесторов климата на самом деле могут быть значительно выше.
Но если всё так хорошо, то почему инвесторы не стоят в очереди, образно говоря, чтобы вложить свои капиталы в развитие экономики Башкирии?
Эксперты называют несколько причин.
Прежде всего в республике нет специализированного ведомства, занимающегося вопросами привлечения инвестиций и их сопровождением. Созданное с этой целью в конце 2012 года специализированное Агентство территориального развития РБ указом Хамитова в феврале 2014 года почему-то было ликвидировано.
Другая причина нам уже известна – средств, выделяемых республикой на господдержку инвестиционных проектов, катастрофически не хватает.
В отличие от соседних регионов, предоставивших значительные налоговые преференции инвесторам, в Башкирии на налоговые льготы и послабления инвестор может рассчитывать лишь при вкладе от 100 млн. рублей.
Кроме того, муниципалитеты в республике не располагают финансовыми возможностями, да и вообще ничем не мотивированы для привлечения инвестиций.
На поддержку малого и среднего предпринимательства деньги выделяются сравнительно небольшие: в 2011–2012 гг. – около 100 млн. рублей, в 2013‑м – 127 миллионов. При том уровень имущественного потенциала небольших предприятий остаётся низким, и как следствие – уровень их гарантий по кредитам также невысок.
По мнению экспертов, Башкирии удастся догнать лидирующие регионы только в случае, если правительство республики увеличит расходы на инвестиционную деятельность в 4–5 раз. Но выдержит ли бюджет РБ дополнительную нагрузку?
По данным Министерства финансов РФ, уровень реальной бюджетной обеспеченности Башкирии медленно, но верно снижался в период с 2006 по 2012 год. Незначительный рост был отмечен лишь в 2009 году. Всё это время федеральный бюджет вынужден был подкармливать Башкортостан дотациями для выравнивания бюджетной обеспеченности республики. Так, в целом, без учёта дополнительных финансовых вливаний и поправочных коэффициентов, суммы дотаций составили: в 2007 году – 1 295 087,6 тыс. рублей; в 2008‑м – 2 601 446,4; в 2009‑м – 1 145 121; в 2010‑м – 4 047 700,6; в 2011-м – 4 619 302,5; и в 2012 г. – 4 200 499 тысяч рублей.
Прогноз по Башкирии на 2014 год также неутешителен – уровень реальной бюджетной обеспеченности республики, скорее всего, будет аналогичен зафиксированному в 2012 году. Серьёзных же заявок от инвесторов пока, по всей видимости, вообще не поступало.
В этом свете можно предположить, что республике едва ли удастся достойно провести знаковые для страны саммиты ШОС и БРИКС, которые намечены на 2015 год в Уфе. Не исключено даже, что правительству РФ в этой ситуации придётся подыскать для них новую площадку. Но как будет в этом случае выглядеть Республика Башкортостан и её глава Хамитов в глазах руководства страны, жителей собственной республики и мировой общественности?