Сейчас многие озабочены освоением Крыма. Как предсказывали «АН», Минэконом на пару с Минрегионом в пожарном порядке разрабатывают федеральную целевую программу развития новой территории. Энергетики тянут в Крым линии, торговля – сети, «Газпром» – трубы, олигархи потирают руки, предвкушая большой передел собственности.
Надо сказать, несколькими месяцами ранее ещё большее оживление наблюдалось вокруг Дальнего Востока. По мановению волшебной палочки Кремля возникло Минвостокразвития. Тут же – пообещало найти для региона 3 трлн. руб. за семь лет. Затем заговорили о создании загадочного ООО «Дальний Восток» с бюджетом 70 млрд. рублей. После чего только ленивый не намылился попилить грандиозный дальневосточный «пирог».
Между тем помимо Крыма и Приморья в России – под девять десятков регионов, восемь федеральных округов (с Крымом – девять). И всё надо как-то развивать. Поэтому «АН» начинают проект «Экономический портрет регионов». Какими ключами открываются двери к процветанию каждого края? Начнём с промышленного ядра – Урала.
Уральская лента
По территории Урал – десятая часть России (по населению – двенадцатая). Правительство про эту десятину словно забыло. За всё время у власти В. Путин только однажды всерьёз высказался на тему развития Урала. Дело было в Челябинске, в бородатом 2005 году. Он назвал регион историческим локомотивом промышленного развития. Одновременно отметил: 40% уральских промпредприятий убыточны.
«Никакой» Медведев и вовсе обходит Урал стороной, ни разу не упомянул его в программных речах. Выходит, в головах руководства страны Урал – то ли история, то ли – незнакомая земля. Между тем не лишним будет присмотреться к деталям уральского экономического ландшафта. Эксперты, к примеру, обожают делить страны на различные пояса. У нас был «красный» пояс, в США есть «ржавый» (города с когда-то процветавшими автопромом и металлургией, которые пришли в упадок). Урал и есть по-башкирски – «пояс». Федеральный округ с населением 12,3 млн. человек обхватил западную часть России, стягивает Север и Поволжье с Сибирью. Он будто лентой поддерживает территорию страны в той части, где она нависает над Казахстаном.
Чем прежде всего Уральский регион привлекает внимание центра? Вот две цифры: здесь 26% мировых (!) запасов газа, 65% российской нефти. Сырьевые закрома Урала хранят десятую часть древесины, 45% огнеупорных глин и 70% асбеста. За компанию тут практически весь российский магний и мрамор. Но это, если брать Урал с примыкающими к нему северами (включая Ямал).
Но для экономистов всё иначе. У них северная граница Урала – Пермский край. Углеводородов здесь нет. При этом к политической карте – большие претензии. «Уральский федеральный округ – странное образование. Перекраивать территорию – наша любимая бюрократическая забава. Но Тюменская область и её округа никогда не были Уралом, это Западная Сибирь. Пермь никогда не была Поволжьем. Пермяки живут в Предуралье, схожи с жителями Свердловской области и по говору, и по традициям», – рассказывает директор региональной программы Независимого института социальной политики Н. Зубаревич.
Таёжные достижения
С нормального ракурса огромный Уральский регион резко превращается из сырьевого в промышленный. Как-никак, Урал – родина первого паровоза (построен Черепановыми в Тагиле) и танка Т-34. Тут на экономический небосклон поднимаются екатеринбургская титановая долина, мощнейшая нефтехимия Пермского края, и Уралхимпласт.
В целом округ даёт на-гора 40% российского выпуска стали, 60% химии. Но настоящая жемчужина – машиностроение. Тут трудно не вспомнить Уралмаш и Уралвагонзавод. Одни их названия греют любого, кто неравнодушен к тяжёлой технике. На уральские предприятия приходится 20% российской промышленной продукции. Столько не выпускает ни один другой регион. Могло быть ещё лучше: на Урале сильно переживают, что упустили шанс стать центром нового российского автопрома. Когда стараниями правительства в начале 2000-х гг. в РФ разворачивали масштабную сборку иномарок, новые цеха сгруппировались в Калужской и Ленинградской областях. «Надо было заманивать автопром на Урал. У нас и локализация производства легковушек была бы гораздо выше. Сейчас реально нет и 30%, наши предприятия довели бы долю местных комплектующих до 60–70%», – говорит профессор экономики Уральского госуниверситета В. Кранской.
Одно утешение – на Урале работает КамАЗ. Всё же 13-й по величине мировой производитель тяжёлых грузовиков. Да и остальная тяжёлая техника местного производства по-прежнему нарасхват. Например, курганские автобусы, орские автоприцепы. Скажем, танки Т‑90С (Уралвагонзавод) среди оружейных экспертов настолько же раскрученная марка, как автомат Калашникова.
Рабочие руки России
Эксперты спорят о будущем уральской промышленности. Выжившие старые предприятия останутся, но куда расти дальше? По мнению аналитиков, нужно не столько расширять старые, сколько строить новые цеха с нуля. Пример – химия. В пригороде Екатеринбурга недавно открылся новый химзавод «Уралпластика». Он выпускает уникальную полимерную плёнку с нулевой воздушной проницаемостью. Зачем это надо? Скажем, из неё можно делать упаковку для бытовой химии, которая вообще не пропускает запахи. Продукты в такой плёнке хранятся в несколько раз дольше. В мире аналогов нет. Другой вариант опробовал «Уралхимпласт» в Нижнем Тагиле. На основе старых цехов, оставив одни коробки зданий, построили новый индустриальный парк. Поселившиеся там новые производства специализируются на химии, прежде всего – выпуске метанола.
Уральские металлурги тоже нащупывают свой особый путь. Им сейчас несладко. На мировом рынке стали – переизбыток производственных мощностей в 500 млн. тонн (половина – в КНР). Экспорт уральского проката в прошлом году рухнул на 12%. Спад по стальным заготовкам – 17%. Приходится крутиться, поскольку привычный бизнес кормит всё хуже. Какой нашли выход?
«Наша металлургия, как и машиностроение, не может конкурировать с Китаем в цене на массовую продукцию. Но мы в состоянии найти уникальные, более прибыльные, ниши. Пример: выпуск слябовых кристаллизаторов особой стойкости, который начался на Тагильском меткомбинате в июле 2012 года. Они выдерживают разливку 600 тысяч тонн стали. Это в восемь раз больше, чем у лучших западных образцов», – рассказывает директор Машпрома А. Котельников.
Новые сплавы и стали – неплохо, но что происходит в самых техногичных нишах? Вот пример. Пермское предприятие «Протон ПМ» известно среди специалистов как производитель узлов для ракетного двигателя РД-191. Такие будут выводить в космос ракетоносители нового поколения «Ангара». При подготовке к пуску нового производства завод на 90% обновил литейный цех, также всё сварочное и гальваническое оборудование. Новые станки позволили приглядеться к выпуску новой для предприятия техники для гражданского рынка. Завод смекнул: при перекачке газа по системе трубопроводов «Газпром» использует более 2 тыс. турбин. Они гонят голубое топливо по трубам, при этом – на нём же и работают. Только нынешние турбины небезопасны – дают вредные выбросы. Взамен «Протон» предложил «Газпрому» безопасные и экономичные турбинные установки нового поколения – выпуск уже налажен.
Что в итоге? Урал остаётся промышленным ядром страны. В отличие от Центрального и Северо-Западного округов, где спад производства в 1990-х гг. достигал 50%, этот регион не прохлаждался. Легендарные заводы тяжёлого машиностроения в строю, к ним добавились несколько предприятий нового поколения. Реальное производство остаётся стержнем местной экономики, предметом гордости. Можно сказать: Урал – рабочие руки России. Площадка, где делают российские товары. Такие, о которых с гордостью говорят: своё, не привозное. Нужно только не растранжирить эти бесценные опыт и ресурс.