В 2013 г. президент Путин назвал телекомпанию Russia Today (RT) среди СМИ, которым нельзя урезать государственное финансирование. А оно в 2013 г. составило 11,2 млрд. рублей. При этом власти решились ликвидировать номинального основателя RT – РИА «Новости». Но если разобраться, в симпатиях Кремля к многоязычной телекомпании, от работы которой во многом зависит имидж России за рубежом, есть своя логика. В прошедшем году RT стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд. просмотров на YouTube. Каждый четвёртый житель Евросоюза назвал RT любимым каналом, а в США он активно теснит главный иностранный рупор – BBC.
Именно стремлением Москвы создать противовес BBC и CNN многие эксперты объясняют появление телекомпании Russia Today в 2005 году. А чуть ли не ежегодное удвоение бюджета RT говорит о том, что затея удалась. Немецкая газета Tagesspiegel назвала телеканал наиболее эффективным инструментом внешней политики России наряду с экспортом энергоносителей и военной техники. В июне 2013 г. в Монте-Карло RT получил «Золотую нимфу» – главную европейскую награду среди телевизионных СМИ – в номинации «Лучшая информационная 24-часовая программа».
Уже к январю 2010 г. RT стал вторым по популярности иностранным каналом в США после BBC. А по числу просмотров в YouTube он обгоняет, например, CNN в 20 раз. Косвенным свидетельством популярности стало раздражение против российского медиаприсутствия у американского бомонда. В 2011 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Госдепу нужны ещё деньги на продвижение в мире американских ценностей и взглядов, так как Америка проигрывает информационную войну ряду иностранных телеканалов, включая RT. А глава Совета управляющих по телерадиовещанию США и бывший босс CNN Уолтер Айзексон тоже требует больше денег для своего совета, бюджет которого на тот момент и так превышал расходы RT в 6–7 раз. Назвав российский телеканал одним из «врагов Америки», Айзексон отметил, что нельзя допускать, «чтобы наши враги общались с миром лучше нас».
Ведущий RT Билл Дод (справа) и корреспондент Егор Пискунов получают награду «Золотая нимфа» за лучшую 24-часовую программу новостей на телевизионном фестивале в Монте-Карло. Фото instagram.com @RT
У успеха RT есть разные аспекты. Конечно, любой рост популярности невозможен без профессионализма. Неоднократно отмечалось, что журналисты Russia Today часто опережают своих коллег в оперативности, что в их выступлениях больше аналитики. Они не увлекаются бесконечным повтором новостей. В конце концов, большинство из них симпатичные и молодые. Но главное – они сумели сыграть на самоограничениях, которыми отягощены их конкуренты.
Опросы европейской аудитории свидетельствуют, что россияне не смягчают формулировки, когда критикуют ошибки США и Евросоюза во внешней и внутренней политике. И этого-то, оказывается, и не хватает зрителю: альтернативного объяснения причин и последствий войн и международных соглашений. Многие европейцы и американцы только из новостей RT узнали, что войны в Ливии и Ираке противоречат международному праву. Россияне оказались едва ли не единственными, кто рассказал об англо-американской программе массовой мировой слежки, об использовании обеднённого урана в Фаллудже, о бомбёжке Пакистана и Йемена американскими беспилотниками. В новостных передачах BBC, RAI, CBS, ABC, CNN, ITV, SKY TV, French Antenne бросается в глаза отсутствие внятной критики собственных правительств.
Тот факт, что власти США и Великобритании в 2013 г. не решились на вооружённое вторжение в Сирию, называют главной внешнеполитической победой Владимира Путина. А телеканал Russia Today оказался тем самым зеркалом, которое помогло понять несоответствие ситуации на Ближнем Востоке с риторикой и действиями западных политиков.
С ростом популярности RT складывается парадоксальная и поучительная ситуация. Западный мир традиционно считается родиной и оплотом народной свободы. Однако простые граждане часто видят в собственных телевизорах, что со свободой слова всё больше проблем. И ищут независимой точки зрения на государственном канале страны, которую частенько упрекают в цензуре и ущемлении демократических свобод. Ситуация зеркальна временам горбачёвской перестройки: тогда половина Советского Союза в стремлении знать правду слушала «вражеские голоса». И кто бы мог подумать, что через четверть века европейцы перестанут замечать собственные массмедиа, словно это газета «Правда», и смотреть на мир «взглядом из Москвы».