На подступах покупателей встречают простые прилавки под козырьком. Первое же торговое место украшает картонный плакат «требуется продавец до 30 лет». Хозяин Ли Цзао предложил выйти на работу уже завтра и просил привести подругу на женский ассортимент. «Толговля колосё, - рассказывал о перспективах нового рабочего места китаец. - Плосто стоись - 500 лублей. А товар плодаесь - тысяца». Попытки взять паузу на размышление были категорически отвергнуты. Пришлось соглашаться. Уже в спину звучит поспешное: «Пьес-гуляес? Пасполт-полписка есть? Не пылогуливай, и все будет холосё». Новое место работы за 7 минут - рекорд в моей трудовой деятельности!
Торговый комплекс в несколько гектаров напоминает декорации к фильмам Тарковского: глухие стены замкнутых контейнеров, среди которых ветер гоняет пустые пакеты и упаковочную бумагу. Продавцы требуются в каждой третьей точке. Покупателей не много.
Мимо проходит семья с ребенком. Антон и Светлана, оба бюджетники, получив зарплату, поехали на рынок обновить гардероб, но вынуждены были ограничиться не по сезону джинсами и блузкой. Детского пуховика так и не купили - не оказалось. Антон не ожидает от «смены национального лица» ничего хорошего: «Наши на тот же товар накручивают процентов тридцать-сорок. Мы уже лет пять у них ничего не берем».
По словам президента Союза в защиту дальневосточного предпринимательства С. Подруля, за долгие годы «китайского присутствия» сложилась система взаимного дополнения иностранных и российских предпринимателей. С уходом иностранцев автоматического перераспределения спроса «в пользу» российских предпринимателей не происходит.
Пока благое начинание оборачивается на Дальнем Востоке бременем для граждан и торговцев: для того чтобы реализовать китайскую продукцию, хозяин должен либо нанимать дополнительного посредника с российским гражданством, либо перемещаться в стационарный торговый центр, где ставки аренды в два раза выше.
Когда вакуум начнут заполнять отечественные производители? Пока неясно. Дальневосточники практически забыли, как выглядят российские автомобили, одежда и фрукты. Да и не осилят местные потребители российских цен. После оплаты коммунальных услуг месячный бюджет «среднестатистической» семьи из 4 человек составляет порядка 10-12 тыс. рублей (по 2,5-3 тыс. руб. на одного человека). В этом главная причина популярности китайских товаров.