Аргументы Недели → Экономика № 41(383) от 24.10.2013

Теневой бюджет

, 16:28 , Обозреватель отдела Экономика

Представьте: четверть текста федерального бюджета вымарано цензурой, будто строчки писем с линии фронта. Замазаны две трети страниц с подробностями ассигнований на оборону. Скрыта десятая часть трат на госаппарат, ЖКХ и даже физкультурную подготовку!

Под гриф секретности каким-то образом угодили 5% федеральных расходов на образование и 3% финансирования медицины. Уровень секретности бюджета растёт такими темпами, что через несколько лет в нём может не остаться никакой открытой информации, кроме названия.

Министерские секреты

«Секретная часть бюджета разбухает с 2008 года. Особенно резкий рост пошёл два года назад. Уже в проекте бюджета 2011 г. бросался в глаза огромный объём закрытой части. Сейчас 15 из 43 приложений к бюджету стоят под грифом «Секретно» или «Совершенно секретно». На обсуждение проекта бюджета в Минфине стало сложно попасть сторонним специалистам, вход открыт только экспертам, имеющим доступ к секретной информации», – рассказывает глава кафедры стратегического анализа ВШЭ Ю. Данилов.

Бюджет, в котором красуются одни пробелы вместо цифр, поясняющих, куда идут государственные деньги, похож на страшный сон. Но может стать явью. Слишком легко стало закрывать информацию. Которая вообще-то является народным достоянием. По закону о гостайне руководители профильных ведомств могут по своему усмотрению засекретить любую военную, научную или экономическую информацию. Достаточно завить, будто её публикация угрожает национальной безопасности.

Власти предержащие активно используют эту возможность. Как подсчитал Институт экономической политики, за последние три года доля секретных расходов госказны увеличилась почти в 1,5 раза (с 10,5% до 14,2%). Поскольку бюджет теперь утверждают трёхлетний, уже сейчас ясно – в следующую трёхлетку уровень закрытости госрасходов подскочит до абсурдно высокого уровня – 25%. В этом случае РФ станет мировым чемпионом по части секретности бюджетных трат.

В 2014 г. под грифом скроется шестая часть федеральных трат. К 2016 г. покров тайны окутает уже четверть средств. Это – в целом. Чемпионы закрытости – расходы на госбезопасность, которые засекретили на 99%. На втором месте – неизвестно с чего – ассигнования на пограничную службу (скрыты под грифом на 87%). Всего за три ближайших года под прикрытием режима секретности потратят 9,7 трлн. федеральных рублей.

Для сравнения. В США секретны только 2% федеральных расходов, 8% – военных. Конечно, существует небезызвестный чёрный бюджет ЦРУ, миллиарды оборонных ассигнований Вашингтон размазывает по гражданским статьям и т.д. И всё же в целом государственные траты там примерно в семь раз прозрачнее, чем в РФ. В том числе по военным расходам, которые в нынешнем году в РФ засекречены на 53%, в 2016 г. закроются на 59%. «Ассигнования на силовой блок растут гораздо быстрее, чем на другие статьи. На оборону и безопасность уходит примерно 30% федерального бюджета. В 2016 году будет 33%», – уточняет директор Института реформирования общественных финансов В. Климанов.

Помимо прочего речь о третьем в мире оборонном бюджете. По подсчётам военных экспертов шведского института СИПРИ, в 2013 г. Россия выделит на оборонные нужды 71,2 млрд. долл. (2,3 трлн. руб.). Мы уступим только США с военным бюджетом 550 млрд. долл. и КНР со 114 млрд. долларов. Разница в подходах бросается в глаза. Например, США не только публикуют точное число сотрудников оборонных и силовых структур. В придачу там раскрывают количество граждан, имеющих доступ к гостайне (в 2013 г. – 854 тыс. человек). У нас другой расклад. Сколько людей служит в СВР, ФСБ и ФСО – страшная тайна. Даже те эксперты, которым известны точные цифры, на публике намеренно дают оценки с громадными разбросами. Например, про ФСБ принято говорить: от 80 до 200 тыс. человек, про СВР – от 5 до 15 тысяч. У ФСО, по данным открытых источников, то ли 10, то ли 30 тыс. сотрудников.

Дело Лубянки

Не секрет: именно под военных и спецслужбы написан нарочито расплывчатый российский закон о гостайне. Правила скроены так, чтобы силовые ведомства не были подотчётны никому, кроме высших лиц государства. Что говорить, если документ установил табу даже на информацию о планах развития Вооружённых сил и обновления военной техники. Заодно навесил покров тайны над объёмом оборонного заказа.

Такая сверхсекретность во многом удобна. Пример из области несекретных операций: скандал, разразившийся летом 2011 г. вокруг перестройки службой госбезопасности своего знаменитого здания на Лубянке. Дом так окутали строительными лесами, что только через год после начала работ городское архитектурное ведомство разглядело – фээсбэшники втихаря пристроили сверху два кирпичных яруса и что-то вроде вертолётной площадки. Без всякого согласования, к тому же – к историческому ансамблю, памятнику архитектуры федерального значения!

Это примерно то же, как если бы «Газпром» без спросу поставил свой скандальный 400-метровый небоскрёб прямо посреди Дворцовой площади в Петербурге. На месте Александрийской колонны. Надзор завалил ФСБ гневными письмами. В ответ пришла бумага с указанием на секретность как самих строительных работ, так и назначения загадочных новостроек на лубянской крыше. Департамент культурного наследия пытался бодаться. Но силы неравны, город отступил.

Ладно спецслужбы. Но заодно наглухо засекретили некоторые сугубо гражданские статьи бюджета. Даже те, для которых закон о гостайне делает исключение. Полезно знать: нельзя закрывать информацию о здоровье первых лиц государства, данные о численности населения и сельском хозяйстве. Запрещено утаивать данные о природных катастрофах и преступлениях чиновников. Запасы алмазов, золота и платины долгое время были государственным секретом. Но сейчас гриф снят.

Хотя с золотом приключилась масштабная чиновничья эпопея. Ещё в 2001 г. президент В. Путин подписал указ о рассекречивании запасов жёлтого металла. Минфин и Минприроды его дружно проигнорировали. Министерство природных ресурсов обязано было немедленно внести поправки в собственный приказ от 1999 г., запрещавший разглашать информацию о крупных платиновых и золотых запасах. Но тянуло три года. Это сильно ударило по развитию индустрии добычи золота. Компании, владевшие лицензиями на крупнейшие месторождения, не могли поставить секретные золоторудные запасы на баланс. Поэтому банки не давали им кредиты. В итоге владельцы месторождений буквально чахли на золотых горах.

Больше всех страдал «Норильский никель» – крупнейший в РФ производитель платины, владелец лицензий на несколько огромных месторождений золота, включая Олимпиаднинское с разведанными запасами более 800 тонн. На рубеже двухтысячных компания остро нуждалась в средствах для освоения новых месторождений, поэтому подготовила отчёт для будущих инвесторов. Но, рассказывая о своих ресурсах, из-за секретности «Норникель» вынужден был ссылаться на оценки американских источников по размеру запасов руд цветных металлов. «Эта ситуация сумасшедшего дома характерна и для запасов нефти», – поясняют эксперты.

Тайные уколы

Поговаривают, что в итоге частная компания простимулировала принятие поправок о рассекречивании запасов. Которые, после президентского указа 1999 г., вообще-то должны были заработать автоматически. С золотом и алмазами как-то разобрались. Но в рукаве Минприроды осталось немало козырей. Например, тайной за семью печатями остаются разведанные ресурсы нефти, газа и ценных металлов. Хотя это – секрет Полишинеля. «Иностранцы и так давно допущены к этим якобы тайнам. Их с большой охотой продают те же чиновники, которые их охраняют», – говорит заведующий лабораторией Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Юрий Данильянов.

Видимо, ждут новой порции стимуляторов. Возможно, по-другому наверху давно ничего не делается. В связи с этим возникает вопрос – кто и за сколько продавил решение засекретить расходы государства на амбулаторную помощь? Между прочим, мраком секретности покрыты 3% ассигнований по этой статье. Другой забавный факт: под грифом ухитрились укрыть 0,5% дотаций центра регионам и зачем-то засекретили 0,24% средств на социальное обеспечение.

Особая тайна за семью печатями – загадочные научные исследования в области национальной экономики. Казалось бы – что тут скрывать? Разве что  совершенно неприличный размер трат. Как объясняют эксперты, различные министерства заказывают на стороне многочисленные научные разработки. Казна выделяет на эти труды в общей сложности до 35 млрд. руб. в год. До 2008 г. секретили 5% денег на исследования такого рода. Затем доля возросла до 15%. При этом никто, кроме ведомственных заказчиков, не видит ни секретной, не открытой части многомиллиардных изысканий. Потому что их не публикуют.

Эксперты отмечают: хуже всего, что намеченный на ближайшие годы бурный рост госрасходов пойдёт в первую очередь за счёт увеличения финансирования по секретным статьям. Существует немало объяснений нарастающему валу всё более таинственных госрасходов. На поверхности очевидный факт – чем глубже тень, в которой прячутся деньги, тем проще их растащить.

Есть и другие объяснения. Самое смешное звучит так. Засекречивая всё что можно, бюрократы таким образом повышают себе зарплаты. Дело в том, что за работу с обычными секретными сведениями полагается 10% прибавки к окладу, за доступ к информации «особой важности» – 25%. Поскольку кругом сплошные тайны, почти все чиновники получают допуски и доход растёт.

Другое объяснение – не очевидно, но убедительно. Ведомства секретят расходы, чтобы на следующий год не лишиться денег! Дело в особом устройстве российских бюджетных отношений. Тут действует правило: если некое ведомство за год не освоит бюджетные средства до конца и будет остаток, в следующем году Минфин урежет финансирование на эту сумму. Потратить всё до копейки порой не так просто. Ведомства часто тормозят, масштабные бюджетные проекты нередко запускают слишком поздно, когда большая часть года миновала. Естественно, в министерствах не рады урезаниям, потому изобретают любые способы не остаться на бобах.

В общем, кто во что горазд. Например, сейчас Минтранс лоббирует идею наложить гриф на маршруты будущих федеральных трасс. Вокруг Минсвязи постоянно разгораются скандалы, как только доходит до очередного распределения бывших оборонных частот. Мотивы ведомственной тяги к секретности в целом понятны. Только если так пойдёт дальше, через несколько лет открытая часть бюджета РФ, возможно, сократится до пары страниц. Останется разве что строчка «доходы-расходы», да и та фальшивая.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram