Аргументы Недели → Экономика № 40(382) от 17.10.2013

Птица экспортного полёта

, 16:31

Государство решило помочь птицеводам. Президент поручил правительству поспособствовать экспорту утки и индейки. Предложение дельное. Но для начала неплохо бы обеспечить мясом птицы собственную страну.

Яичница для Чингисхана

С чем в России хорошо, так это с курятиной. Её производят 3,5 млн. т в год. За 10 лет производство выросло в три раза. Более 100 птицефабрик, разбросанных по всей стране, завалили мясом прилавки. Внутренний рынок – насытили. Но с экспортом курятины не складывается. Он не превышает 40 тыс. т в год. Основные поставки идут в Казахстан и Абхазию. В дальнем зарубежье товар закупают разве что Гонконг и Вьетнам. Там самое высокое потребление куриного мяса в мире – до 100 кгна человека в год. При этом собственное поголовье погибло несколько лет назад из-за птичьего гриппа.

Российские производители долго хвастались, что начинают экспорт курятины в Европу. Но пока особого успеха там не снискали. В Евросоюзе любят белое мясо, а оно у отечественных птицеводов стоит дорого. Отпускная цена отечественного филе грудки для розницы – 5 долл. за килограмм. Тогда как европейские птицеводы продают его по 4 долл. за килограмм. Успешно экспортируют из России разве что куриные яйца. Да и то не на Запад, а на Восток – в Монголию. В прошлом году туда отправили 150 млн. штук, в этом отгрузят до 300 млн. штук. Дело в том, что кочевые потомки Чингисхана очень любят блюда из яиц. Но птицеводства у них практически нет.

С остальной птицей хуже. Тут не до экспорта. Страну бы прокормить. Взять гуся. В царской России – одна из самых распространённых птиц. В те времена население потребляло более 100 млн. гусей в год, ещё 10 млн. – экспортировали. Теперь поголовье не превышает 1 миллиона. В стране съедают только 4 тыс. т мяса гусей в год. Потребление растёт, но медленно – в 2017 г. оно не превысит 5 тыс. тонн. Причина проста. Гусь жирен и вкусен, но стоит дорого. Отпускная цена – 1,5–2 тыс. руб. за 6–9‑килограммовую птицу. Поэтому её в основном покупают один раз в год, на новогодние праздники.

Или цесарка. По сути, это большая курица. Но в её мясе содержится куда больше полезных веществ, чем в обычном бройлере. Цесарку в России разводят с XVII века. В советские времена существовали хозяйства под Новосибирском, в Омской области, в Кабардино-Балкарии. Селекционные станции, занимающиеся цесарками, сохранились до сих пор. К примеру, в Сергиевом Посаде – при Научно-исследовательском и технологическом институте птицеводства. Но производство мяса остаётся в пределах статистической погрешности. Проблема опять же в дороговизне. В магазине цесарка стоит в 3 раза дороже курицы.

Импортная диета

Самое обидное, птицеводы не сумели сохранить поголовье популярной в советские времена утки. В СССР её насчитывалось 200 миллионов. Утка царила на застольях наравне с бараном и кроликом. В 1990-е гг. численность этой птицы практически сошла на нет. Элитное маточное поголовье сократилось до 900 тысяч. В последние годы в стране появилось несколько крупных хозяйств, занимающихся уткой. К примеру, её разводят в Ростовской области. Но, по оценкам экспертов, максимальное количество мяса, которое способны изготавливать утиные агрохолдинги, не превышает 70 тыс. т в год.

Вдобавок мясо у нынешних крякв хуже по вкусу, чем у былых советских. Дело в том, что утки – водоплавающие. В прежние времена их растили на выгуле, при озёрах и прудах. Теперь птиц содержат в обычных загонах и накачивают комбикормом, как бройлеров. «Сравните помидоры, выращенные в теплице и на грядке. Конечно, между ними есть разница. Но откармливать утку на выгуле в промышленных масштабах невозможно. Это слишком дорого. Тут нужна золотая середина – чтобы и гурманам угодить, и накормить население», – считает завотделом технологии производства яиц и мяса птицы ВНИТИПа Валерий Лукашенко.

Единственная птица, кроме курицы, производство мяса которой в России всерьёз растёт, – индейка. Несколько лет назад две трети всего товара обеспечивала одна компания в Ростовской области. Теперь индейкой занимаются 18 фабрик по всей стране, включая Подмосковье. Мощности каждой – от 5 тыс. до 60 тыс. т мяса в год. Суммарными усилиями предприятия достигли советских объёмов. Они производят 100–150 тыс. т индейки в год. А через несколько лет увеличат выпуск до 500 тыс. т и более.

Почему производство пошло вверх, понятно. Мясо у индейки диетическое, оно полезнее курятины и утятины. Рентабельность бизнеса достигает 25%. Не хуже, чем у бройлера. Но птица приносит прибыль только в умелых руках. Индейка болеет чаще, чем другие птицы. Выращивать её нужно в три раза дольше, чем курицу. Ещё одна проблема – питание. Чтобы индюшка набрала 1 кг веса, на неё нужно потратить 3–4 кг комбикорма. Причём – дорогого. «Рацион для человека не так подробно рассчитывается», – смеётся Лукашенко.

Индюшатам нужно много белка. Поэтому кроме обычных зерновых в рацион добавляют соевый шрот. Его закупают за рубежом – в Бразилии и Китае. Стоит он 500–700 долл. за тонну. Российский обходился бы дешевле, но сои в стране выращивают мало. Причём в основном на Дальнем Востоке. Цена доставки в европейскую часть страны – заоблачная. В результате корма составляют 60–70% в себестоимости птицы. Хозяйства окупаются за семь лет. Но главное – цены на российскую индейку кусаются. Они зашкаливают за 200 руб. килограмм.

В тёплых странах типа Бразилии и Мексики корма дешевле, поэтому себестоимость индюшатины в 1,5–2 раза ниже. Так что экспортные перспективы у отечественных производителей туманны. Импортную птицу с прилавков они вытеснят. Её доля уже сократилась до 30%. Небольшие поставки за рубеж тоже начинаются. Но с массовым экспортом индейки, как и с курятиной, придётся подождать. А кроме этих двух видов мяса российским птицеводам поставлять за границу пока нечего.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram