Для естественных монополий скоро настанет ценовая зима, для остальных – будет просто праздник. Под давлением нарастающего кризиса в экономике правительство приняло решение о заморозке тарифов! В 2014 г. установят нулевой рост цен на услуги ЖКХ, электроэнергию, газ, почтовые услуги и грузовые перевозки! В следующие два года расценки обещают повышать скромно – по формуле «инфляция минус 30%». Подарок такой щедрый, что даже не верится.
Эффект пружины
Идею заморозить тарифы продвигает новый глава Минэкономразвития А. Улюкаев. С весны экономика на спаде, министр не видит других способов вернуть рост. В принципе идея давно витала в коридорах власти, но тут её активно поддержал первый зампремьера И. Шувалов. По словам близких к Кремлю источников, на совещаниях с Д. Медведевым на пару с г-ном Улюкаевым он постоянно твердит о всеобъемлющей пользе радикального урезания аппетитов естественных монополий.
Обработка премьера идёт с июля вроде он давно готов поставить закорючку на соответствующем указе. Вроде бы решение собираются приурочить к осеннему принятию проекта федерального бюджета. Есть два варианта плана. По первому – в 2014 г. расценки на газ, электричество и железнодорожные перевозки будут заморожены полностью. И для населения, и для промышленности. Во второй редакции: в 2014 г. для населения тарифы всё-таки поднимутся. Но до 2017 г. ежегодный плановый рост будет на треть ниже инфляции. На практике это значит: цены в коммунальных платёжках увеличатся на щадящие 4–5% вместо ожидавшихся 12–18%.
Первая реакция экспертов была бурной. Суть большинства комментариев сводится к короткой фразе: давно пора! «Но почему хотят ущемить население? Да и год заморозки тарифов – мало. Лучше установить срок в пять лет», – говорит старший научный сотрудник Института экономики РАН, один из авторов Стратегии-2020, профессор Валерий Свиридов.
По его мнению, госмонополии – самая отсталая часть экономики. При этом, когда в кризис все вокруг затягивают пояса, они продолжают жиреть. Инвестиционные программы монополий, на которые как на священную корову ссылаются их руководители, непрозрачны до такой степени, что невозможно оценить ни отдачу от них, ни влияние на экономику. «При этом, кто считал потери угольщиков, металлургов и пр., когда целые отрасли оказались на грани развала из-за роста тарифов? С 2007 года цены на арматуру выросли на 7%, хотя электричество и газ подорожали более чем на 100%», – напоминает учёный.
Общее мнение: решение назрело давно. Предыдущий ледниковый период для монополий закончился 13 лет назад. В 1999 г. правительство решилось на полную заморозку тарифов. Тогда это сильно помогло экономике, после кризиса 1998 г. расправившейся как пружина. Зато потом монополии отыгрались! С 2001 г. по части роста тарифов население, мягко говоря, не щадили. Вот цифры Росстата: с 2000 г. тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране выросли в 15 раз.
Каждый год их повышали от души: в 2001 г. коммуналка подорожала на 47%, в 2002 г. – на 62%, в 2005 г. – на 35%. Даже кризис осени 2008 г. не остановил круто разогнавшуюся тарифную центрифугу. Расценки на газ, свет, воду и т.д. шли вверх, в разы опережая инфляцию. Власти опомнились слишком поздно. В 2011 г. В. Путин обещал ограничить рост коммуналки на уровень инфляции. Более того, ещё в декабре 2008 г. Госдума отменила постановление, по которому решение о предельном уровне роста тарифов ЖКХ переложили на регионы. Подвох был вот в чём. Местным бюджетам приходится субсидировать коммуналку. Поэтому региональные администрации заинтересованы поднять расценки как можно выше, чтобы сэкономить на расходах. Но в итоге последнее слово оставили за федеральной комиссией по тарифам.
Всё это не помогло. Например, в 2010 г. газ подорожал на феноменальные 28%. Хотя инфляция была 8%! Не стал исключением нынешний год. В 2013 г. в целом по экономике цены выросли на 6%. При этом тарифы на газ увеличились на 15%, на свет – на 12–15%, на грузовые перевозки – на 7%.
Краплёные карты
По расчётам, в 2014 г. заморозка тарифов уменьшит инфляцию на 1,5%. В первый год позволит предприятиям сэкономить 150 млрд. рублей. За три ближайших года сбережёт промышленности 500–550 миллиардов. «Основной эффект от ограничения роста тарифов получат энергоёмкие сектора экономики. Это добывающая промышленность, металлургический комплекс, производители удобрений. Также сильно выиграют отрасли с высокой долей транспортных расходов – угольщики, производители строительных материалов», – рассказывает эксперт Минэкономразвития.
На другом полюсе – интересы естественных монополий. За три года они потеряют примерно 1 трлн. руб. выручки! Больше всех потеряет «Газпром» – его годовая выручка рухнет на 510 млрд. рублей. Сумма невероятная. Даже десятая доля таких потерь была бы достаточной причиной, чтобы задействовать все мыслимые лоббистские возможности. Разумеется, на этот рычаг надавили сполна. Наверху монополистов естественным образом поддержали профильные ведомства: Минрегион и Минэнерго. Сразу видно, чьи интересы кому близки.
Естественно, монополии крупно передёргивают карты. Грядущие проблемы и опасности изрядно раздуты. «Обратите внимание: речь о заморозке тарифов на один год. Но все монополии почему-то оглашают потери за три года. От них они рассчитывают сокращение инвестиций и штатов. При этом к каждой регулируемой монополии необходим отдельный подход, ситуация у всех разная», – отмечает эксперт Института проблем естественных монополий Аркадий Шафран.