Страну ждёт хороший урожай чая. В Сочи в этом году его соберут 300 тонн – в три раза больше, чем в прошлом. Но это капля в море по сравнению с урожаями десятилетней давности.
Пятёрка по импорту
Когда-то Россия славилась чайными традициями. До революции население в огромных количествах пило травяные отвары. В том числе иван-чай. Его даже поставляли на экспорт – в Англию и Данию. Во времена СССР о травах забыли, зато до 75% обычного чая выращивали самостоятельно. Тогда урожай этой культуры в Краснодарском крае достигал 10 тыс. тонн в год. Больше не требовалось. Основное количество напитка обеспечивали Азербайджан и Грузия.
Но советские времена в прошлом. Теперь Россия – крупнейший импортёр чая в мире. Его ввозят 170–180 тыс. тонн в год. Более 90% товара в магазинах – обычные азиатские сорта. По большей части дешёвка из Шри-Ланки и Индии. До 80% всего чая в страну ввозят пять крупных компаний. Три российские – «Орими Трэйд», «Май» и «Сапсан». И две иностранные – «Ахмад Ти», «Юнилевер».
Бизнес серьёзный. Население тратит на чай 1,5 млрд. долл. в год. Этого достаточно, чтобы импортёры особенно не напрягались. Холдинги работают по сходной схеме. Закупают урожай в Азии, расфасовывают внутри страны и продают. Иногда лепят на этикетки красивые «английские» названия. Занятие нехитрое, зато прибыльное. Отличный чай в Индии и на Шри-Ланке даже в засушливые годы стоит 4–4,5 долл. за килограмм. Посредственный – 0,7–2 доллара. В российских магазинах цена самых дешёвых сортов – от 300 руб. за килограмм.
Производителей российского чая на празднике импортёров никто не ждёт. Дела обстоят неплохо только у фирм, которые выращивают и собирают травы: ромашку, мяту, чабрец. Травяного чая в стране пьют порядка 10 тыс. тонн в год, и спрос на него растёт. Продажи каждый год увеличиваются на 10%. Раньше полезные чаи продавались в основном в аптеках, теперь их можно встретить среди марок крупных компаний. Травяное сырьё, которое растёт в России, холдинги закупают у отечественных сборщиков.
Производители настоящего отечественного чая выживают как могут. Урожаи на юге упали до постыдно низкого уровня. В Краснодарском крае в середине 2000-х гг. собирали 1 тыс. тонн чая в год, сейчас – 100–300 тонн. В Адыгее остались только экспериментальные делянки. Местный филиал ВНИИ института цветоводства и субтропических культур вывел морозоустойчивые сорта, выдерживающие температуру до -35 градусов. Но урожай представляет интерес только для селекционеров. Он не превышает 2–3 тонны в год.
Русский каркаде
Из трёх сотен тонн краснодарского чая получается примерно 150 млн. чашек. Напоить туристов худо-бедно хватает. Но российский напиток достоин большего. «У сочинского чая уникальные вкусо-ароматические характеристики. С этим согласны эксперты во всём мире», – считает гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
На массовом рынке конкурировать с азиатскими сортами сочинский чай не может. Выращивать его слишком дорого. В Краснодарском крае не получается платить рабочим столько же, сколько в бедных районах Индии. При этом заменить людей комбайнами нельзя – качественный лист собирают только вручную. К тому же в Азии чайные кусты дают три-четыре урожая в год. В черноморском климате – два.
При таком раскладе у российских производителей остаётся один выход. Пробиваться в мировую чайную элиту. Звучит фантастично, но добиться этого возможно. К примеру, китайцам удалось раскрутить на всю планету сорт чая под названием улун. В том числе редкий улун с гор У И Шань. Его собирают 500 тонн год. Индийцы сделали популярным чай дарджилинг. Этот сорт выращивают в предгорьях Гималаев. Урожай – как на краснодарских плантациях в советские времена – чуть меньше 10 тыс. тонн в год. Стоимость в магазинах – 100 долл. за килограмм и более.
Но, чтобы продать российский чай зарубежным ценителям, нужны деньги. Этот рынок немного похож на виноделие. Надо проводить дорогие презентации. Участвовать в международных аукционах. Запустить масштабную рекламную кампанию. По оценкам экспертов, на раскрутку сочинского чая потребуется 10–50 млн. долларов. У производителей таких средств нет. Крупным импортёрам возиться с российским урожаем тоже без надобности.
Единственный, кто мог бы помочь сочинским плантациям, – государство. 1,5 млрд. руб. для бюджета – вполне подъёмная сумма. Правительство тратит на сельское хозяйство 160 млрд. руб. в год. Чиновники могли бы сделать многое. На несколько лет взять на себя международную раскрутку краснодарского чая. Озаботиться контролем качества листа, который идёт на экспорт. Более того, правительство могло бы задуматься об экспорте традиционных российских травяных напитков. Иван-чай ничем не хуже парагвайского мате и разрекламированного арабскими странами каркаде.
Но государство помогать не хочет. Оно упустило даже очевидный повод прорекламировать краснодарский чай – Олимпиаду в Сочи. Пока о производителях заботятся только местные власти. На Кубани субсидируют чайные плантации на 120 млн. руб. в год. Но поддержки не хватает даже на то, чтобы нарастить урожай до уровня десятилетней давности.