Аргументы Недели → Экономика № 28(370) от 25.07.2013

Олимпийский рекорд рабочего класса

, 16:27 , Обозреватель отдела Экономика

В июле в Лейпциге прошло неординарное соревнование. Конкурс «ВорлдСкиллс-2013» – что-то вроде всемирной Олимпиады среди представителей рабочих профессий. Участвовали команды из 47 стран. Увы, сборная РФ, государства некогда победившего пролетариата, с треском провалилась на мировом рабочем чемпионате. Поражение особенно показательно, поскольку участие и предполагаемая победа нашей команды во многом были политическим заказом Кремля.

Мастера-чемпионы

Провал получился, что называется, с треском. Даже беглый взгляд на список наград вызывает горечь. На «ВорлдСкиллс» определяли лучших из лучших в мире молодых (не более 22 лет) специалистов по поиску протечек в системах кондиционирования, укладке плитки и кирпича, создании прототипов нового промышленного оборудования, точной механике и т.д. Всего сражение шло в 40 номинациях, объединённых в шесть основных направлений – от строительства до производства и перевозок.

Самыми искусными мастерами оказались южнокорейцы: 12 золотых медалей, пять серебряных, шесть бронз. Хорошо выступили команды Швейцарии и Китая, у них второе и третье места. В первой десятке – японцы, бразильцы, итальянцы, англичане. Хозяева площадки, немцы, на 13-м месте. Так что пресловутое германское качество, вероятно, уже не то.

Но главной сенсацией со знаком минус стал результат РФ. Наша страна заняла 44-е место из 47 возможных. В международном рейтинге умелых рабочих рук мы оказались в самом низу, рядом с Кувейтом, Арабскими Эмиратами и Оманом. Российские участники не получили вообще ни одной медали. Не выбили даже утешительные призы, которыми наградили команды Люксембурга, ЮАР и Марокко.

Разумеется, наверху теперь начнётся экстренный разбор полётов, наверняка полетят головы организаторов конкурса с российской стороны. По данным «АН», процесс координировал некий фонд «Образование обществу». Его глава Л. Фролова долгое время руководила многочисленными информационными проектами «Единой России». Но это пройдёт под ковром. На поверхности: государственные телеканалы, поначалу широко освещавшие грядущий предполагаемый триумф в Лейпциге, дружно набрали воды в рот. Очевидно, наверху решили не будоражить народ. Зачем ему знать, что наши участники заняли не какие-нибудь, а самые последние места в конкурсах столяров и плиточников, соревнованиях по каменной кладке, автокузовным и покрасочным работам. Не менее отвратительно выступили повара и парикмахеры, очутившиеся на волосок от нижних строчек мировых рейтингов.

Первомай власти

Конечно, легко найти множество оправданий. Первый блин часто бывает комом, тем более всё делалось в дикой спешке. Предыстория такова. Международный конкурс рабочих специальностей «ВорлдСкиллс» проводится с 1950 года. Мероприятие очень престижное. В целом всё устроено, как в большом спорте. Команды проходят внутренний отбор, затем сборные тренируются, государства вкладывают в это приличные средства.

«Сразу видно мировой уровень. Масштабы конкурса огромны, в Лейпциге соревнования проходили в пяти гигантских залах. На чемпионат съехались 200 тысяч гостей, участников было более полутора тысяч. К слову, победителям вручают диплом, с которым можно автоматически получить рабочую визу по своей специальности в любую страну», – рассказывает один из участников российской сборной.

Только СССР, затем Россия, соревнование традиционно игнорировали. Всё изменилось в мае прошлого года, после того как премьер и президент наперебой заговорили о необычной для нашей власти теме повышения престижа рабочих профессий. Суть речей сводилась к мысли: хотя зарплаты квалифицированных рабочих быстро растут, золотых рук, способных выполнить по-настоящему сложную работу, остаётся всё меньше. В результате в промышленности – от машиностроения до нефтегаза – наметился изрядный кадровый дефицит. Старые мастера выходят на пенсию, молодёжь не горит желанием вставать за станки. Государство пообещало исправить ситуацию.

Чтобы продемонстрировать всю серьёзность намерений, В. Путин и Дм. Медведев даже устроили совместный визит на прошлогоднюю первомайскую демонстрацию в Москве. После дефиле зашли в бар, где показательно выпили народного жигулёвского пива с колбасками. И обсудили с профсоюзными лидерами тему грядущей государственной пропаганды рабочих профессий.

Конечно, обычная госпоказуха. Бар с жигулёвским на деле оказался дорогущим заведением в центре столицы, владелец – сын депутата Госдумы И. Кобзона. Лидеры крупнейших профсоюзов в РФ – ручные. Но важно, что дело пошло. Видимо, сверху последовал мощный пинок. Уже в мае в экстренном порядке учредили государственный конкурс рабочих профессий с главными призами в 300 тыс. рублей. С тех пор второй год подряд государство награждает лучших шахтёров, каменщиков, сварщиков, электромонтёров и водителей грузовиков.

Правда, эксперты в недоумении. Список профессий-лауреатов точь-в-точь совпадает со специальностями, необходимыми, например, при возведении комфортабельного коттеджа. При этом про множество гораздо более сложных, но не менее рабочих специальностей забыли. Так и видишь чиновника, для которого общение с трудящимися сводится к раздаче указаний: каким камнем в его новом загородном доме покрыть стены, где проложить клумбы и какой формы прокопать бассейн.

Миллион машинистов

Главное, в том же мае 2012 г. РФ наконец вступила в тот самый международный клуб «ВорлдСкиллс». Сразу началась подготовка к чемпионату. История с провалом в Лейпциге заставляет задуматься. Неужели после 20-летнего периода, который трудно назвать иначе как ковровым бомбометанием государства по реальным производствам, в РФ действительно разучились, что называется, работать руками? Всё же предпосылки налицо. В 1990-е гг. уровень промышленного производства упал вдвое. На экономической карте РФ остались огромные проплешины, с неё практически исчезли отдельные отрасли. Например – станкостроение и авиационная промышленность, приборостроение и текстильная индустрия. Теперь государство пожинает плоды деиндустриализации.

На деле всё не так просто, как излагают с высоких трибун. Премьер и президент твердят о нехватке рабочих рук. Но дефицита рабочих как такового в стране нет. Более того, по сравнению со многими странами мы – в выгодном положении. Потому что население моложе и это даёт дополнительный рычаг для развития. Вот пример: по общей численности населения РФ – девятая в мире. Мы находимся между Японией и Бангладеш, отстаём от Нигерии, Бразилии и Пакистана. Но, если взять численность трудоспособного населения, наша страна с показателем 75,9 млн. человек поднимается на шестое место в мире. Тут мы обгоняем Бангладеш, Нигерию и Пакистан.

Второй нюанс: рабочий класс по-прежнему составляет значительную часть трудоспособного населения РФ. Слухи о его смерти, мягко говоря, преувеличены. «Численность тех, кого уверенно можно отнести к рабочим, в РФ – примерно 30 миллионов человек. Это более 40% экономически активного населения. При этом 10 миллионов – промышленные рабочие. Водителей и машинистов – ещё 6,5 миллиона. Причём за последние восемь лет доля работников, занятых преимущественно физическим трудом, в экономике поднялась до 49%», – подсчитал эксперт Института развития Александр Михайлов.

Откуда тогда взялся пресловутый дефицит рабочих рук? Проблема – не в недостатке, а в перекосе. По мнению экспертов Высшей школы экономики, дефицит квалифицированных рабочих рук – основная проблема, тормозящая рост промышленности. Особенно сильно она стояла до начала кризиса 2008 г., когда экономика поднималась на 7–8% в год. Но и сейчас, даже при сокращающемся производстве, предприятия ощущают острый кадровый голод. «В России слишком много полуквалифицированных и неквалифицированных рабочих. Состав рабочей силы резко смещён в сторону работников физического труда», – отмечает профессор Института труда и социальных отношений Николай Марков.

По его словам, у нас соотношение между так называемыми белыми и синими воротничками – 52% против 48%. Тогда как в Германии – 66% против 34%. Иными словами, проблема не столько в нехватке кадров, сколько в необходимости их переподготовки. Поскольку предприятия модернизируют производства.

Рабочая парта

Как оказалось, во многом надуманна и другая проблема, широко тиражируемая представителями федеральной власти. Речь о дефиците профессиональных училищ. Нехватку рабочих объясняют развалом советской системы ПТУ. На деле – с ней ничего не случилось. Число училищ действительно сократилось, но незначительно. В 1992 г. в РФ их было 4,3 тыс., сейчас – 3,9 тысячи. Главное: почти не изменилось количество выпускников. В системе среднего профессионального образования как было 1,7 млн. учащихся, так и осталось.

Кроме того, роль ПТУ вообще сильно преувеличена. По словам аналитика «Школы кадрового резерва» Евгения Бутко, система профтехобразования никогда полностью не обеспечивала потребностей промышленности. Потому что её создавали для другой задачи – дать профессиональное образование молодёжи, закончившей девять классов. Даже в период расцвета системы профтехобразования в 1970–80‑е гг. эти учебные заведения давали менее 40% рабочих кадров. Остальных рабочих специалистов предприятия готовили для себя сами. Проблема – именно в развале системы профобразования при заводах. Тут предприятия виноваты сами, нечего было экономить на собственном будущем. Благо, многие осознали ошибку и постепенно возвращают систему подготовки кадров.

Что в итоге? Очевидно: для нового подъёма российской экономике нужно не просто наращивать число рабочих мест, а радикально менять их качество. Этим экономика займётся сама – будет спрос, появятся и специалисты. Благо, уже сейчас по-настоящему квалифицированный рабочий может заработать больше офисного клерка. За такими специалистами предприятия ведут охоту, предлагая неплохие зарплаты. Что касается помощи государства, главная задача – не столько тратить деньги на пиар рабочих профессий, сколько не мешать естественному развитию. Например, не душить систему профобразования, постоянно меняя правила игры.

Проще говоря, гораздо важнее чтобы власти обеспечили предприятиям нормальные условия существования. Такие как вменяемые налоги и доступные кредиты для производств под вменяемые проценты. Разумеется, экономике РФ жизненно необходим передовой международный производственный опыт. Если дать возможность для нормального развития, заводы придут к нему сами собой и сделают это гораздо лучше чиновников. Тогда через несколько лет нам не придётся краснеть на очередной мировой рабочей Олимпиаде.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram