Российские власти сверх меры увлеклись стратегиями развития страны. Долгосрочные планы появляются один за другим, часто противоречат друг другу и почти не исполняются. Как бы ни критиковали советские пятилетки, они имели чёткие планы роста: по чугуну, хлопку, мясу и километрам дорог. Сегодня в моде либо терминологический популизм вроде «повышения инвестиционной привлекательности села», либо экономическая фантастика в виде «роста ВВП на 8% ежегодно». Концепции долгосрочного развития (КДР) внедряют и руководители на местах, уловившие главный принцип: чем дальше цель, тем меньше ответственности за очередной провал.
Забытая доктрина
Начиная с перестроечных «500 дней», в стране не исполнен ни один долгосрочный сценарий. В 2008 году утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», но всего три года спустя ей на смену пришла «Стратегия-2020». Ещё не отзвучали адресованные ей восторги, как в недрах Минэкономразвития зародился прогноз развития страны аж до 2030 года, предусматривающий, в частности, создание через 6 лет космического корабля для полётов на Луну. Премьер Дмитрий Медведев продолжает ссылаться на «Основные направления деятельности правительства», где в числе главных приоритетов – модернизация здравоохранения и образования, жилищная и пенсионная реформы. А генсовет «Единой России», годами успешно обходившейся без экономической программы, создаёт «научно-практический центр стратегического планирования и управления экономикой».
Неправильно было бы сказать, что эти программы дублируют друг друга. Хотя авторы «Стратегии-2020» Ярослав Кузьминов и Владимир Мау не скрывали, что некоторые положения позаимствованы из «программы Германа Грефа», презентованной ещё в 2000 году и повторявшей часть идей Егора Гайдара. Тогда академики Института экономики РАН Леонид Абалкин и Владимир Маевский на конкретных расчётах показали, что дерегуляция экономики, ставка на частного инвестора и изменение торгового баланса на 14 млрд. долларов – просто мечты. Самое важное из прежнего опыта: о всех концепциях «развития на 20 лет вперёд» никто не вспоминает через пару лет.
Одна из основных причин: де-юре закреплённый принцип безнаказанности исполнителей. Например, решено не проводить оценку эффективности исполнения «основных направлений», по которым страна жила при президентстве Дмитрия Медведева с 2008 по 2012 год. Сегодня руководство Минэкономразвития заявляет, что по новой программе до 2030 года с министров будут строго спрашивать «в соответствии с ключевыми показателями эффективности». Однако законодательно закреплён только один такой показатель – в части улучшения делового климата.
Неудивительно, что в таких условиях «Стратегия-2020», стоившая бюджету многих миллионов, просто легла под сукно. Обычно столь трудоёмкие документы, ради которых около 300 специалистов провели десятки исследований, просто дорабатывают. Кому это выгодно? Например, некоторым федеральным агентствам: в «Стратегии» их планировали сохранить 5, а оставили 12.
– В 2001 году президент Путин объявил удвоение ВВП через 10 лет чуть ли не национальной идеей, – говорит экономист Артём Неменчинский. – Кто сейчас об этом вспоминает? К 2010 году валовый продукт вырос на 59%, идея провалилась. Это же из-за кризиса – отмахнулись проправительственные экономисты. Они впервые слышат о циклических кризисах в условиях капитализма? Не знали, что такое может произойти? В Китае экономика за то же десятилетие выросла на 162%, даже в Белоруссии – на 101%. Эти страны не на другой планете находятся. Создаётся впечатление, что наша власть не знает, что делать с экономикой, и занимается пусканием пыли в глаза.
Утром деньги
Жить пятилетками в России пытались и до советской власти – в основном в транспортном хозяйстве. В 1907 году Министерство путей сообщения составило первый пятилетний план для железных дорог, появилась «Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи». При СССР пятилетка стала основой планирования экономики: эффективной в ранние годы Союза и исчерпавшей себя в брежневскую эпоху. Но кнут и пряник для руководителей существовали всегда, пресловутые приписки редко превышали 10%, а задания партии не отрывались от реальности.
Сегодняшние экономисты на голубом глазу обещают сформировать программу, при которой ВВП будет ежегодно увеличиваться на 8%, производство – на 10%, а инвестиции в основной капитал – на 15%. Невозможно представить себе такой рост, когда Россия вступила в ВТО, а темпы роста валового продукта снизились с 3,5 до 2,2% всего за несколько месяцев. А новые торговые тарифы, которых так боятся российские производители, ещё не вступили в силу. Скоро немецкие или корейские товары придут на наш рынок с чисто символической наценкой при пересечении границы. Так с чего промышленность в России будет расти, словно «японское чудо» в золотые годы?
По последнему инновационному сценарию Кремлю необходимо повышать расходы на образование с 4,8 до 6,5%, а на здравоохранение – до 7% ВВП. Но пока мы наблюдаем сокращение доли этих позиций в бюджете: за несколько лет в провинции исчезла треть школ и больниц, на очереди сокращение государственных вузов.
По словам заместителя главы Минэкономразвития Андрея Клепача, Россия в ближайшие годы может осуществить рывок в авиастроении, ядерных технологиях, создании программного обеспечения, стать также устойчивым экспортёром зерна и мясной продукции. Но страна себя-то обеспечивает мясом на 30–60 %, а помощь государства российскому фермеру выразилась в отмене торговых пошлин на свинину, в результате чего сельхозпроизводители продают скот на мясо и уходят с рынка. А как мы выкидываем японцев и американцев с компьютерного рынка, трудно представить себе даже с бодуна в лунную ночь.
– Концепция 2008 года ставила перед страной несколько основных задач, к решению которых власти даже не приблизились, – рассказывает историк Сергей Ачильдиев. – Говорилось о важности высококвалифицированных профессионалов. Вместо этого давление на малый бизнес, судебный произвол и политическая цензура вынуждают средний класс уезжать из страны. Говорили об инновациях, но износ фондов только вырос, а ввезти в страну промышленное оборудование крайне сложно. Иностранного инвестора наша экономика интересует очень точечно: добыча ресурсов, атомная энергетика, авиапром. Правила игры в бизнесе по-прежнему не являются цивилизованными.
Мода на популистские доктрины пошла из Кремля этажом ниже. В Татарстане около двух лет отпущено на создание стратегии развития республики до 2030 года. Финансированием проекта займётся некий фонд «Туган иль», созданный на базе республиканского стабфонда. Размер гонорара за создание стратегии держится в тайне, но в последние годы у стабфонда Татарстана резко возросли траты по статье «прочие расходы» – до 6 млрд. рублей.
В Петербурге ещё при губернаторстве Валентины Матвиенко была презентована масштабная программа строительства транспортных сетей до 2014 года: 500 километров новых дорог, 75 транспортных развязок, 34 моста и тоннеля, в том числе 6 новых мостов через Неву! Пока ни одной новой переправы на Неве строить даже не начинали,хотя только на пиар проекта, всевозможные форумы и конференции потрачены миллионы. Даже в нищей Псковской области около полумиллиона рублей израсходованы на концепцию празднования Масленицы объёмом в полторы страницы.
У столь разных примеров есть общий знаменатель: деньги в обмен на обещания, которые никто не собирается выполнять.