Аргументы Недели → Экономика № 14(356) от 11.04.2013

Почему Путин не замечает негодяев?

, 16:10 , Обозреватель отдела Промышленность

В Самаре паника среди пенсионеров. Страшное дело – не успел 3 апреля сдать дела исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Юрий Елисеев, а следом, уже 6 апреля, в город «вошёл» сам Анатолий Чубайс и принялся агитировать вкладываться в нанотехнологии. Недоверчивые пенсионерки бросились в банки на всякий случай изымать вклады.

Самарская область стоит на конкретных вещах – автопром, авиапром, химпром, ракетное и авиационное двигателестроение. А вот одним махом, одним кадровым решением завалить базовое для губернии предприятие – уже проходили. Для Самарских авиастроителей уход Елисеева – трагедия. Да и для всей авиастроительной отрасли тоже.

Весеннее обострение

С 4 апреля этот пост исполнительного директора ОАО «Кузнецов» занимает типичный столоначальник, член совета директоров предприятия Николай Якушин, который до этого работал в структурах Роскосмоса. Его речи больше годятся для единороссовских конференций. А профессионалы остались в недоумении:

– Якушин говорил два часа – никто ничего не понял. Помните Горбачёва – «НАчать, углУбить, ускОрить…»

Торопятся, суетятся менеджеры гнезда медведевского. Начало апреля показало – «мантуровцы» решили окончательно добить авиастроительную отрасль. Иначе зачем вынудили бросить на стол заявление «по собственному» штучного профессионала-двигателестроителя Юрия Елисеева.

Напомним, от двигателей ОАО «Кузнецов» зависит вся Дальняя авиация ВВС России. Известно, что стратегическое предприятие под гнётом бесконечных реформ всё последнее десятилетие загибалось, а с ним падала и боеготовность «стратегов». Многие годы не выполнялись планы по гособоронзаказу, поставкам газоперекачивающих станций «Газпрому». Сорвали в 2008 году лётные испытания инновационного авиадвигателя НК-93. Набрали миллиарды рублей долгов. В неизвестном направлении исчезали взятые у военных на ремонт и модернизацию авиационные двигатели, газпромовские агрегаты.

Наконец, в ноябре 2011-го появился редчайший повод порадоваться за грамотное кадровое решение Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) и Минпромторга – с «Кузнецова» убрали «терминатора» Н. Никитина и назначили исполнительным директором Юрия Елисеева, уважаемого в отрасли профессионала-двигателестроителя. Елисееву на «Кузнецове» пришлось начинать с загаженных туалетов и исправления кадровой политики предшественника. Рассказывают, пришёл в 10-й цех, там делают сложнейшую автоматику для ракетных двигателей. Перед ним суетится лощёный мальчик в штиблетах.

– Вы кто? – спрашивает Юрий Сергеевич.

– Мастер!

– Где раньше работали?

– В ресторане.

Понятно, что после этого диалога в цехе появился настоящий мастер, а не чей-то протеже. Юрию Елисееву всего за год удалось вдвое сократить убытки предприятия – с 730 до 362 млн. рублей. Выручка увеличилась с 2,6 млрд. до 4,4 млрд. рублей. Он всегда считал – технических барьеров для реализации планов не существует. Ещё остались конструкторы и инженеры, способные решить самые амбициозные задачи. Помешать может лишь фактор времени и отсутствие финансовых рычагов. Когда пришёл исполнительным директором на ОАО «Кузнецов», сразу сказал – через несколько лет это будет лучшее и самое современное предприятие отрасли. И началась бешеная работа.

Впервые выполнен план по гособоронзаказу, понемногу стали рассчитываться по долгам, ритмично заработало производство, стал восстанавливаться конструкторский потенциал предприятия. Испытываются и передаются заказчикам ракетные двигатели НК-33 для космических программ России и США. Есть реальные планы по новым авиадвигателям. Казалось, вот-вот вернут под крыло летающей лаборатории – для завершения испытаний – сулящий уникальную экономичность авиадвигатель большой мощности НК-93 – другого «прорывного» проекта в этой сфере у России попросту нет.

Напрашиваются всего два варианта понимания ситуации. Первый, что малограмотные (в смысле профессиональной подготовки) вредители из Минпромторга и ОДК (никогда не поверю, что такие ключевые решения проходят мимо профильного министра) решили, что «мавр сделал своё дело, мавр может уходить» – пора освободить тёплое место для очередного жулика с айфоном. Тут всё понятно – запахло деньгами. Этим негодяям невдомёк, что айфоном критические технологии не поднять, тут личность и знание предмета требуются. Второй вариант ещё более мерзкий – врагов страны не устраивает ситуация, что некогда могучее предприятие начинает восставать из пепла, путает тайные планы по развалу отрасли. Зачем пугать Вашингтон новыми движками для ракетоносцев? Так не договаривались.

Загнали в угол

На заводе уже был митинг в поддержку руководителя – 450 человек пошли против навязанной сверху преступной глупости. Самарские рабочие, инженеры, конструкторы, технологи пишут обращение в Кремль – есть же «царь-батюшка», он рассудит: «…Просим Вас обратить внимание на мнение 11-тысячного коллектива предприятия: оставить Ю.С. Елисеева на должности исполнительного директора ОАО «КУЗНЕЦОВ».

Но письма-обращения подобного содержания на имя В. Путина для администрации президента не новость, их было множество. Потому выход у коллектива один – быть не управляемым аферистами стадом, а самим жёстко поставить на место ликвидаторов технологического, экономического и оборонного потенциала страны.Работникам «Кузнецова», судя по письму, не всё равно. А поддержка должна быть – не зря же президент возглавил и благословил движение с много говорящим названием «Народный фронт». Уверены, нас поддержит и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Он уже подтвердил делами, что его главная задача – обеспечить рост промышленного потенциала региона. А тут ему нож в спину.

Для сравнения – «Группа ГАЗ» демонстрирует рекордный рост. На этой неделе Дм. Медведев с помпой благословил в серийное производство новую модель – «ГАЗель NEXT». А всё почему? Да потому что президентом компании с 2009 года работает признанный во всём мире специалист по автопрому швед Бу Андерссон. Хоть и «варяг», зато очень эффективный. Только в авиапроме эффективные и порядочные руководители не ко двору.

Когда генеральный директор ОАО «УК «Объединённая двигателестроительная корпорация» В. Масалов (кадровый финансист!) заявляет, что не видит у «Кузнецова» перспектив, он преднамеренно врёт или вообще ничего не соображает в реальном деле.

Помимо производства модернизированных двигателей для стратегической авиации в РЖД будет передан в мае уже второй газотурбовоз, при заказе до 2020 года на 40 таких уникальных локомотивов рекордной тяговооружённости. Ещё около 200 штук хочет заполучить Индия. Новый стратегический ракетоносец ПАК ДА для Дальней авиации, потребует и новые двигатели. Французские от Суперджета на него не поставишь. «Газпрому» идут поставки 25-мегаваттных газоперекачивающих станций, отрабатываются новые, ещё более мощные. Есть ещё множество инженерных задач, которые способны решить в Самаре. А неграмотное жульё из госкорпораций и Минпромторга предпочитают своё похоронить, чтобы платить звонкой монетой тому же «Сименсу». Вот как разбазариваются деньги – вместо того чтобы гальваническую линию для «Кузнецова» заказать в Тамбове за 640 млн. рублей, «бухгалтеры» из ОДК покупают на Западе за 1 млрд. 700 млн. рублей. Как тут поднять промышленность, если господа предпочитают финансировать производство в Германии или Чехии?

Личность и антиподы

Чем ещё не угоден Юрий Елисеев? Он слишком самостоятельный. Министром Д. Мантуровым в вину Елисееву было поставлено даже то, что «Аргументы недели» не бросили тему авиадвигателя НК-93. Мы вообще старались не упоминать его имя в связи с этой разработкой, информацию о ситуации на предприятии брали из других источников. Так нас просили все, кто был заинтересован в выводе Елисеевым предприятия из смертельного пике:

– Министр Мантуров по натуре мстительный, не трогайте сейчас Юрия Сергеевича, чтобы не навредить.

Мы и не трогали. Но его всё равно достали – начальнички-коммерсанты из ОДК приказали продать под коммерческую застройку одну из двух промышленных площадок ОАО «Кузнецов».Елисеев прекрасно понимал, что это означает похоронить Самару как центр авиационного двигателестроения и превратиться в обычный ремонтный завод. Именно на СНТК располагается вся научно-конструкторская база, уникальные доводочные и испытательные стенды. Естественно, Елисеев выполнить вредительский приказ отказался. Да ещё на совещании у премьера Дм. Медведева честно доложил о фактическом состоянии с заключением и финансированием гособоронзаказа – квартал уже прошёл, а в закромах пусто. К тому же, чиновниками уже была озвучена «стратегическая задача» – из 82 тыс. двигателестроителей оставить 19,5 тысяч. Премьер, в очередной раз проявив «государственную мудрость», и это проглотил: «Я считаю, что в двигателестроении ситуация неплохая». И тут Елисеев не выдержал, выступил:

– Контракта по гособоронзаказу до сих пор нет (дело было в конце февраля). А в ноябре уже надо будет отчитываться за его исполнение.

Делать авиадвигатели – это не малолитражки клепать, цикл производства одного занимает месяцы. Остановить конвейер, а потом врубить рубильник и запустить по новой не выйдет. Штучных специалистов, если разбегутся, на вчерашних школьников не заменишь:

Если людей ещё раз обмануть, то можно и не раскрутить маховик производства. И каким московским прохвостам нужен такой правдоруб? Вывод – убрать его, опасен. Вдруг ещё и НК-93 поднимет на крыло, что тогда делать? Выходит, когда председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала ОАК «воровайкой», это же звание она присвоила и смежной ОДК. Надо бы Валентине Ивановне за Елисеева заступиться. Если по государственному, Юрия Сергеевича надо не увольнять, а ставить во главе всей ОДК, с широчайшими полномочиями. Уж он-то сможет заставить эффективно функционировать эту махину, найдёт и расставит по ключевым точкам настоящих людей дела.

Генерал-полковник Анатолий Ситнов давно поставил кадровой политике в авиастроении диагноз:

– Назначают «незнаек» – людей, способных лишь выполнять приказы по манипуляции финансовыми потоками. Уничтожают тех, кто способен генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Известно, что даже один настоящий профессионал часто определяет развитие целой отрасли. На практике ведётся целенаправленная работа по обезглавливанию авиапрома, что приведёт к закономерному итогу – стагнации и недееспособности.

Помните великий фильм «Председатель»? Там одержимого работой Егора Трубникова (его роль исполнил Михаил Ульянов) колхозники отстояли. А кто встал горой на защиту Юрия Елисеева? Помитинговали, написали письмо президенту и успокоились. А за этим спокойствием и безразличием – судьба страны и её способность говорить на равных с «партнёрами» по всему миру. Всё, что делает шайка управленцев, никак не увязывается с организацией производства конкурентоспособной продукции в России. Неудивительно, что главной темой для разговоров у социологов и финансистов во главе высокотехнологичной отрасли остаются кипрские офшоры. Госкорпорации превращаются, несмотря на качественный пиар, в отхожее место, где растворяются наши с вами деньги и ожидания. Управленцы забыли, что приставка «гос» – это значит «наше всё».

А это уже предательство и подрыв обороноспособности страны. Интересно, куда побегут «мантуровы», когда американские беспилотники начнут кружить над Кремлём?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram