Продажи автомобилей в стране бьют рекорды. В прошлом году они превзошли докризисный уровень, а российский авторынок вышел на 6-е место в мире. До лидеров – Китая и США – далеко. Зато Россия почти сравнялась по спросу на легковушки с крупнейшей автомобильной страной Евросоюза – Германией.
Вообще-то мировую экономику по-прежнему лихорадит. Поэтому продажа автомобилей – дело нервное и нестабильное. К примеру, в Европе производители легковушек хватаются за голову. Прошлый год для них оказался худшим за последние 18 лет. В Италии спрос на машины упал на 20%, во Франции – на 14%. В январе колёсный обвал продолжился. На весь Евросоюз зарегистрировали меньше 1 млн. новых автомобилей. Катастрофы такого масштаба в ЕС не случалось с 1990 года.
В России экономика тоже развивается через пень-колоду. Доходы у населения практически не увеличиваются. Но на автомобили народ тратит всё больше. По данным агентства «Автостат», средняя цена авто в России доросла до 830 тыс. руб. (27,3 тыс. долл.). Это всего на 10% ниже, чем стоимость средней легковушки в США. Но, несмотря на запредельную дороговизну, в прошлом году продажи железных коней в стране выросли на 10%. Россияне купили 2,76 млн. новых легковушек. Причём по большей части – на собственные сбережения. Банки выдали кредиты только под треть новых авто.
Сметают – всё, что выставлено в автосалонах. В том числе автомобили, о которых обычные люди могут только мечтать. За прошлый год продажи «мерседесов», «ауди» и «БМВ» выросли вдвое. А в целом дорогие машины раскупаются в 2 раза быстрее, чем в докризисном 2008 году. Товар подешевле тоже не простаивает. Недорогие подержанные автомобили улетают как горячие пирожки. В прошлом году их купили 5,42 млн. штук. Причём спросом пользуются даже старые телеги
5–8-летнего возраста. Покупателей не пугает, что страховка для них влетает в копеечку.
Общая картина такова. Российские авто (читай – продукция АвтоВАЗа) по-прежнему уступают моделям иностранных компаний. Только одна из пяти проданных легковушек – отечественная. Зато импорт иномарок растёт. Несмотря на налоги, которыми чиновники обложили заграничные авто, в прошлом году население купило их более 1 млн. штук, на 9% больше, чем в предыдущем. Ажиотаж несколько поутих только в конце года. После того как в сентябре государство стало дополнительно собирать с каждой проданной иномарки от 17 до 110 тыс. руб. на грядущую утилизацию.
Наконец, главный двигатель отечественной автоторговли – промсборка. Иностранные концерны, открывшие заводы в России, чувствуют себя прекрасно. За последние пять лет производство у них выросло в два раза. Ещё немного – и на промсборку будет приходиться половина всех проданных в стране машин. При этом автоконцерны на радостях собираются наращивать мощности. «Форд» планирует поставить легковушки на конвейер завода в Елабуге. «Дженерал моторс» хочет увеличить выпуск машин в Шушарах – с 98 до 230 тыс. в год. В планах японской «Мицубиши» – открыть линию под Калугой. В компании считают, что это позволит нарастить продажи в два раза – до 150 тыс. авто в год.
Стоит ли расширять производство? Эксперты говорят разное. Оптимисты напоминают: в России всё ещё слишком мало машин по сравнению с той же Европой. Автомобиль есть только у каждого четвёртого жителя страны, тогда как в странах ЕС – почти у каждого второго. Иными словами, перспективы у отечественного авторынка огромные. Другие аналитики склоняются к мнению, что нынешняя автомобильная лихорадка – последний этап пира во время чумы.
По их мнению, в последние два года машины по большей части меняли водители, которые не имели возможности сделать это во время кризиса. Но теперь ресурс исчерпан. Уже в этом году скромные доходы населения скажутся, и лихорадка – стихнет. «По нашей оценке, рынок практически стабилизировался. Его рост, если и случится, то будет в пределах 5%», – считает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Проще говоря, в России продолжат продавать по 3 млн. новых легковушек в год, не больше.
Если автомобильная лихорадка сойдёт на нет, у производителей останется одна надежда – на экспорт. В этом случае открываются занятные перспективы для АвтоВАЗа. Дело в том, что, хоть тольяттинскому заводу не удаётся конкурировать с иностранцами внутри страны, он – единственный в России, чья продукция всерьёз идёт на экспорт. Из 113 тыс. авто, вывезенных за рубеж в прошлом году, 70,5 тыс. – старые добрые «Лады». Их всё охотнее покупают в СНГ. За 2012 г. поставки увеличились на четверть. Если так пойдёт дальше, мощности имеет смысл увеличивать не промсборщикам – а как раз АвтоВАЗу. Жаль только, скоро и этот завод перестанет быть российским. Контрольный пакет его акций передаётся правительством троечников почти на халяву альянсу «Рено-Ниссан».